Все мы стараемся правильно питаться, заниматься спортом, расслабляться, чтобы не стать жертвой стресса и не «сгореть на работе». Медицина затрачивает огромные усилия на то, чтобы проникнуть в тайны тела и понять сложную взаимосвязь мозга, сердца и тела. Угроза таких тяжелых заболеваний, как рак, СПИД, болезни сердечно-сосудистой системы, усиливает наше стремление к здоровью. Однако в классических институтах обучения еще не уделяют достаточного внимания телесным факторам.

Воркшопы и тренинги в этом отношении идут немного впереди. На них издавна проводилось больше экспериментов, чем в школах и университетах.

Со времени появления «групп встреч» на семинарах, тренингах и воркшопах существует традиция телесных упражнений —

«активизирующих» (energizers) и «разогревающих» (icebreakers), которые вовлекают участников в физический контакт. Многие ведущие используют в своей работе классические упражнения телесно-ориентированной терапии. Однако часто эти упражнения применяются изолированно, чтобы вдохнуть в сугубо когнитивный учебный процесс немного жизни. Это неправильно, так как не приводит к изменению установки преподавателей и учащихся по отношению к собственному телу.

Заслуга Говарда Гарднера в том, что он выделил кинестетический интеллект в отдельную форму. Это был важный вклад в современную теорию обучения.

Центральный компонент телесно-кинестетического интеллекта — способность четко управлять движениями своего тела. Атлеты и танцоры, музыканты и актеры — пример высших достижений в этой области. Сюда же относится способность умело обращаться с различными предметами. Кинестетическим интеллектом должны обладать художники и скульпторы, большинство ремесленников и квалифицированных рабочих. Но не следует забывать, что этот вид интеллекта играет важнейшую роль и в нашей личной жизни. Почти все мы знаем людей, которые жалуются, что родители мало прикасались к ним в детстве, не умели так обнять, чтобы дети почувствовали уверенность, принятие и любовь. И каждый взрослый знает, как важна способность к дифференцированному телесному выражению в любовных отношениях.

И наконец, я хотел бы отметить, что телесно-кинестетичес-кий интеллект имеет особое значение для тех, чья профессия предполагает постоянное общение: руководителей и продавцов, профессиональных ораторов и сотрудников пресс-служб, ведущих и тренеров, социальных работников, врачей и психотерапевтов. Все они должны уметь выражать себя невербально таким образом, чтобы их клиенты и аудитория, сотрудники и подопечные доверяли им, чувствовали, что их принимают и уважают. Способность использовать собственное тело в качестве средства коммуникации играет важную роль во всех этих видах деятельности.

Практические рекомендации. Во время обучения недостаточно установить разумный ритм перерывов и регулировать уровень энергии посредством возбуждения и успокоения. Участники также должны учиться обращать внимание на потребности и ресурсы своего тела.

•    Следите за тем, чтобы участники научились различать поверхностное и глубокое дыхание и понимали основополагающее значение правильного дыхания для обучения и работы без напряжения.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒