Упражнение 2. Музыкальный «список покупок»

В этом коротком упражнении участники могут попробовать «разгрузить» свою память. Каждый выбирает список вещей, о которых ему важно помнить сейчас, — это может быть список покупок, план на день с перечислением важных дел, нужные имена; затем записывает, к примеру, ряд имен на листе бумаги и начинает их ритмично повторять. Возможно, некоторые имена он поменяет местами или сократит, чтобы получить запоминающийся ритм. Эта процедура может стать еще эффективнее, если повторять «ритмический список», прогуливаясь по комнате, чтобы тело тоже двигалось в соответствии с ритмом.

Упражнение 3. Гудение

Этим упражнением вы можете помочь прежде всего тем участникам, которым часто приходится выступать на конференциях или крупных презентациях. Предложенная здесь техника способствует концентрации ума, расслаблению тела и дает энергию голосу. Лучше всего делать это упражнение с закрытым ртом и расслабленным подбородком. Если мы научимся правильно контролировать громкость, то сможем практиковать это упражнение во множестве ситуаций так, чтобы никто этого не заметил.

Участники начинают со спокойного тона, напоминающего внутреннее «ах». Затем они усиливают звучание. Звук гудения не должен быть очень громким, чтобы возникло ощущение силы, ясности и внимания.

Упражнение 4. Фонографические воспоминания

В этом упражнении участники могут потренировать свое «третье ухо» и развить способность слышать звуки и шумы в фантазии. Попросите участников воркшопа принять расслабленную позу, закрыть глаза, вдохнуть и расслабиться. Предложите группе сконцентрироваться на «слуховых картинах» (15-20 секунд):

Звук дождя, стучащего по крыше.

•    Песня любимой в юности поп-группы.

•    Произведение классической музыки.

Звук собственного голоса во время пения.

•    Звучание органа.

Пение птиц весной.

Пение «Happybirthday».

Шум морского прибоя.

Колыбельная, которую пела мама.

Какая-нибудь мелодия, придуманная только что.

•    Шум водопада.

Безмолвие в подземной пещере.

Упражнение 5. Музыкальное вдохновение

Попросите участников принести с собой кассету с музыкой, которая им нравится и рождает в них вдохновение, а также плеер. В начале упражнения каждый участник готовит свой плеер, чтобы включить музыку в любой момент.

Группа записывает какой-нибудь вопрос, на который хотела бы получить ответ. Это может быть рабочая проблема, личная тема или вопрос философско-духовного характера. После того как будет записан вопрос, все в течение получаса обдумывают возможные ответы и записывают идеи, ассоциации, различные способы решения и, конечно, существующие препятствия. Полчаса мы пытаемся мобилизовать все ресурсы, чтобы найти ответ на вопрос.

Затем мы откладываем бумагу и карандаш, принимаем расслабленную позу и начинаем глубоко дышать в течение 2-3 минут. После того как нам удастся расслабиться, мы включаем плеер и начинаем воспринимать музыку: она струится в наш мозг, наше тело и даже в сердце. Мы не особенно концентрируемся на вопросе, на который ищем ответ, но замечаем идеи, образы и ассоциа ции. Музыка воздействует на нас 10-15 минут. Потом мы выключаем музыку, записываем пришедшие в голову идеи и пытаемся ответить на поставленный вопрос.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒