Музыка может существенно обогатить воркшоп. Звуки делают наш мозг бодрее. Если мы долгое время находимся в полной тишине, то быстрее устаем, потому что мозг не получает стимулов. Французский исследователь Альфред Томатис обнаружил, что 85% электрической энергии нашего мозга вызывается звуками. Звуки достигают мозга как через уши, так и через скелет. Люди с серьезными нарушениями слуха теряют почти 35% своей способности стимулировать мозг. Правое ухо прежде всего воспринимает информацию, а левое — эмоции и звуки.

Практические рекомендации:

•    Чтобы повысить уровень энергии участников, вы можете предложить упражнения с использованием голоса или пения (см. ниже).

•    Можно включать музыку, создающую подходящее для обучения настроение, помогающую расслабиться или стимулировать фантазию и творчество.

•    Когда вы обращаетесь к участникам, используйте свой голос как музыкальный инструмент, варьируя его звучание и высоту, а также темп речи. Постарайтесь замечать собственные ощущения и позволяйте своему голосу выражать оттенки настроения.

•    Позаботьтесь о том, чтобы работа на воркшопе проходила в разных «ритмах». Когда участники работают над собственными проектами, обходитесь небольшим количеством пауз; когда нужно воспринимать информацию, лучше делать частые короткие паузы — в этом случае участники воспримут больше: мы лучше всего запоминаем то, что появляется в сознании в начале и в конце определенного периода.

т Время от времени используйте упражнения и задания, на выполнение которых дается мало времени.

•    Используйте физические упражнения, важный элемент которых — ритм, например, танцы, хождение по комнате, «бокс теней».

•    В начале встречи все время включайте одну и ту же музыку (например, музыку барокко), которая будет служить сигналом к началу работы.

•    Время от времени давайте участникам возможность свободно двигаться под музыку.

•    Поговорите с участниками о том, когда они хотят слушать музыку, а когда — нет. Бывают ситуации, когда музыка воспринимается как помеха, потому что отвлекает, не соответствует вкусам участников или вызывает слишком сильное возбуждение.

•    Артур Харви исследовал воздействие музыки на установки и мотивацию и обнаружил, что легкая фоновая музыка так же влияет на атмосферу в помещении, как и температура воздуха, освещение и обстановка. Создайте позитивную «среду» обучения, включая на пять минут перед началом встречи легкую музыку — барокко, классику, нью эйдж, инструментальную музыку или джаз. Начните встречу, поговорив о музыкальном произведении. Следите, чтобы музыка не была возбуждающей или чересчур успокаивающей.

Предлагаю несколько интересных упражнений для развития музыкально-ритмического интеллекта участников.

Упражнение 1. Музыкальный «поток сознания»

У многих людей существует нечто вроде постоянного внутреннего музыкального сопровождения, даже если они не слышат постоянно определенную мелодию. Предложите участникам разделиться на пары и сесть рядом, расслабившись. Затем каждый участник открывает «дверь» своей музыкально-ритмической памяти и дает зазвучать внутри себя мелодии, которая придет ему в голову. Партнеры обсуждают и пытаются понять, почему именно эта мелодия или строка из песни вспомнилась им в этой ситуации. Связано ли это с конкретным моментом или с опытом на воркшопе? Может быть, она ассоциируется с жизненной ситуацией участников?


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒