Материалы. Плакатный лист, цветные фломастеры или мелки. Время. 60 минут.

Структура работы. Скажите участникам, что вы приглашаете их поучаствовать в «управляемом» воображаемом путешествии, чтобы каждому стало ясно, какой вклад лично он может внести в реализацию группового проекта.

Начните с расслабления и придумайте свое собственное «путешествие» . Можете «привести» участников на свое любимое место, в пещеру, на берег моря, на гору. Медленно ведите участников и стимулируйте у них ожидание найти там нечто важное- Дойдя до места «исполнения желаний», каждый найдет там некий воображаемый объект, символизирующий его собственный вклад в групповой проект, и в своей фантазии принесет его в группу.

Помогите участникам вернуться к «повседневному сознанию». (Теперь настало время вернуться сюда вместе с найденным предметом. Слегка потянитесь, сделайте продолжительный выдох и медленно откройте глаза. Вы снова в комнате, посвежевшие и бодрые).

В конце плакатный лист кладут на пол, и каждый описывает предмет, который он обнаружил, и рассказывает, что этот символический объект означает для группового процесса. Каждый объект нужно нарисовать на плакатном листе, который будет сохранен, чтобы служить напоминанием о том, какой вклад каждый может внести в достижение общей цели.

Техника «управляемого воображения» — прекрасная возможность для большинства участников использовать их личные ресурсы и находить творческие ответы на сложные вопросы. Но для этого группа должна доверять ведущему, а участники — друг другу. Поэтому технику не следует применять на начальной стадии работы. Ведущий должен хорошо владеть техникой «фантазийных путешествий» и пытаться варьировать интонации и ритм речи, чтобы соотнести свои действия с настроением группы.

48 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Когда Шерлок Холмс сталкивался с особенно трудной проблемой, он брал скрипку и начинал играть. Благодаря этому его уму открывались новые перспективы, и он видел ясное решение там, где до этого было только замешательство. Автор приключеняй Шерлока Холмса Артур Конан Дойл показал нам, что существует любопытная связь между музыкой и мыслительными способностями. Музыка помогает нам в кризисных ситуациях. Мы отмечаем важные события, символизирующие переход на другой этап (свадьбы, похороны), используя музыку. Кажется, что музыка соответствует нашим духовным потребностям и вплетает частичку нашей ограниченной жизни в обширный «узор» традиций, подчиненности высшей силе, жизненного порядка.

Но музыка служит и более тривиальным целям. Она сопровождает лозунги политических партий и рекламу больших предприятий и способствует тому, чтобы мы их запомнили.

Задолго до появления радио и телевидения, когда не было даже письменности, наши предки изыскивали средства и способы, чтобы передать знание от одного поколения к другим. Задачей старейшин была передача информации о мифах сотворения мира, движении небесных тел, целебных растениях, правильном поведении на охоте, заповедях и запретах следующему поколению. Музыка помогала им сохранить это важное знание в памяти. Из всего запаса знаний формировались небольшие тематические единицы, которые затем ритмически напевались адресату. Даже сегодня некоторые первобытные племена передают свои знания с помощью музыкально-ритмического интеллекта.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒