Когда вы вводите эту технику в группе, следует начать с темы, близкой каждому участнику. Например, предложите каждому создать «эскиз идеальной жизни». Вскоре появляются изображения домов и яхт, гор и озер, затем добавляются понятия согласия, отпуска и семьи. Постепенно на рисунке возникают ценности, идеи, стремления и тайные мечты. После того как эти «карты» готовы, все они выглядят по-разному: прекрасные картины уникального внутреннего мира каждого участника. Все поражаются творческим способностям своего ума.

Эти наброски вызывают оптимизм: если мы можем что-то придумать, то это можно изобразить, если что-то можно изобразить, то можно и осуществить! Кроме того, эта техника способна изменить наше видение самих себя. Мы можем по-новому расставить приоритеты, лучше позаботиться о себе, принять решение, чем заняться в первую очередь, а что отложить.

Чтобы ввести эту технику, мы должны создать игровую атмосферу и все время обращать внимание на удивительные способности нашего разума. Существует опасность того, что мы «заблокируем» свои способности, сказав: «Я это не умею. Это слишком трудно. Я не смогу. Я боюсь. Мне нужно контролировать этот процесс. Я не должен делать ошибок». Таким образом мы ограничиваем количество связей, которые может установить наш мозг, и попадаем в тупик — утомленные, безжизненные, расстроенные.

Но мы можем и отказаться от этого «блокирования». Вместо того чтобы сказать: «Да, но...», мы говорим: «Да, и...», допуская все возможные ассоциации и идеи. Тогда то, что мы говорим себе, звучит так: «Мне любопытно. Я хочу больше знать. У меня все время появляются новые идеи. Я могу экспериментировать. Я способен удивляться. Я хочу найти в этом удовольствие. Я знаю намного больше, чем думаю...»


47 ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение — великолепный способ обучения, в котором мы не только видим, но и используем другие модальности и чувства, связанные с опытом, переживанием или видением будущего. Воображение можно стимулировать подходящим музыкальным сопровождением. Силу воображения мы можем использовать по-разному: чтобы вспомнить определенный опыт, построить сценарии будущего, сформулировать личные цели и подготовиться к сложным задачам. Оно помогает нам ослабить напряжение, укрепить силу воли, проявить мотивацию и вдохновение.

Тщательно разработанные техники, называемые в специальной литературе «управляемым воображением», лучше всего применять, когда участники группы расслабятся. Им нужно будет закрыть глаза. Ведущий говорит медленно и спокойно, чтобы дать участникам достаточно времени пережить то, что появляется в их воображении.

В большинстве случаев участники воспринимают себя действующими лицами воображаемых событий. Но участники могут видеть себя и вполне «реалистичными»: например, на теннисном корте, в лаборатории или беседующими с клиентами. При этом важно, чтобы никто не разговаривал, соблюдая тишину, и группа была защищена от «помех» извне. В конце упражнения вы должны «вернуть» участников обратно и предложить им вновь принять нормальное повседневное сознание.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒