Затем участник Б открывает глаза, А закрывает. Но на этот раз он должен как можно точнее описать внешний облик своего партнера: одежду, прическу, цвет волос, цвет глаз, рост, форму рук, украшения и пр. (2 минуты). Участник Б подсчитывает, сколько совпадений было в ответах. Иногда это задание приводит в замешательство участника А, поскольку мы часто рассматриваем наших партнеров по общению довольно поверхностно.

46 «КАРТА»

Изобретение «карты» — лучший подарок, который сделал миру британский исследователь проблем творчества Тони Бьюзен. Он придумал эту технику в 60-х годах, и с тех пор она совершенствовалась. Ее суть — в возможности представления мыслей, идей, планов или проектов интересным, нелинейным, красочным и очень личностным образом. «Карты» учитывают нашу склонность к ассоциативному мышлению, стимулируют умственную деятельность и предоставляют возможность «разговора» различных частей нашего мозга. Такой тип графического представления имитирует то, чем постоянно занято наше мышление — установлением связей между концепциями и эмоциями, целями и препятствиями, прошлым и настоящим, предприятием и клиентами. Эта техника представляет содержание нашего внутреннего мира так, что мозг охотно этим занимается. «Карта» — это альтернатива бесконечным часам, проведенным в школе, когда мы с нетерпением ждали конца урока. Она пробуждает энергию, внимательность, творческие способности, стимулирует мышление, помогая устанавливать творческие связи, иногда даже позволяет делать «квантовые скачки». Мы можем использовать «интеллектуальные карты» в повседневной жизни при планировании покупок, а также если хотим создать представление об идеальной семье, поставить диагноз или лучше понять клиента. Для знакомства с этой техникой нам потребуются цветные фломастеры и большой лист бумаги, потому что мы будем не только писать слова и цифры, но и работать с красками, формами, набросками и символами.

Начинаем работу с середины листа. Важно чувствовать, что места достаточно. Нужно много «бумажного» пространства, чтобы представить идеи и мысли, учитывая, что многое приходит в голову не сразу. В школе мы учились создавать «линейные» планы, где один пункт следовал за другим, но это нас очень ограничивало, так как не оставалось места для новых идей, если они приходили к нам позже. В случае создания «карты» у нас всегда достаточно места, чтобы включить в нее новые идеи. Мы начинаем в центре, как бы в «теле осьминога», и пририсовываем столько «ответвлений», сколько понадобится. Например, если мы хотим составить набросок романа, то нам может понадобиться «ответвление» для каждого персонажа, от которого, в свою очередь, пойдут другие «ответвления» — с описанием характера, внешнего вида, личных пристрастий и т. п. Позднее, вполне возможно, придется создать отдельные «интеллектуальные карты» для каждого героя с более детальной информацией.

Эта техника предполагает не только «дивергентное» мышление, но и наглядность: мы можем нарисовать каждое «ответвление» определенным цветом; можем подчеркивать идеи, выделяя их звездочками, обводя кругами или прямоугольниками; можем использовать маленькие рисунки, чтобы проиллюстрировать наш набросок, — символы, человеческие фигурки, пейзажи, солнце, луну и звезды. В процессе создания такой «карты» работает наше мышление. Мы получаем представление о том, что делают нейроны в нашем мозгу. У нас триллион нервных клеток, каждая из которых может одновременно вступать более чем в 10 ООО соединений; трудно представить, в какое количество соединений может вступать только миллион нейронов одновременно!


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒