Упражнение 5. Трехмерное зрение

Некоторым людям «визуализация» удается легче, если они направляют свое внимание на конкретный объект или проблему. Это упражнение дает участникам возможность потренировать трехмерное зрение в воображении.

Ведущий говорит: «Представьте, что у вас есть магический глаз, который может покинуть ваше тело, свободно парить в пространстве и воспринимать любой объект с любой перспективы. Выберите какой-нибудь предмет, например, стул или стол в качестве объекта наблюдения. Сядьте рядом с ним и используйте свой «магический глаз», чтобы исследовать предмет из всех возможных перспектив — сверху, снизу, с любой стороны, вблизи, с большого расстояния, посмотрите внутрь предмета и наружу из него и т. д.

После того как вы закончите свое исследование, можете встать и попробовать увидеть предмет из тех перспектив, которые вы использовали в вашей фантазии. Сравните виртуальные образы с реальными наблюдениями».

Упражнение 6. Рисование с помощью обеих рук

Многие взрослые думают, что не умеют рисовать, и в самом деле наши способности к рисованию часто остаются на уровне 8-летнего ребенка, потому что честолюбие развивалось быстрее, чем изобразительные навыки. Это прекрасное упражнение помогает в игровой форме оживить желание рисовать. Участники рисуют одновременно двумя руками. Такая техника оказывает удивительно успокаивающее воздействие. Она способствует расслаблению и проясняет ум.

Участники берут в каждую руку карандаш или фломастер и рисуют обеими руками одновременно что-то симметричное. Левая рука рисует зеркальное отражение того, что нарисовала правая, и наоборот. Затем обе руки также рисуют одновременно, но на этот раз допускается спонтанность. Должна получиться некая абстрактная картина с интересными формами и цветами.

Упражнение 7. Диалог рук

При письме мы тоже полагаемся на наш визуальный интеллект. Если мы попробуем использовать обе руки, то происходит нечто поразительное: правая рука выражает скорее привычные образцы, тогда как левая ориентируется на наш «внутренний голос». Предложите участникам записать обеими руками попеременно короткий «диалог». Скажите: «Выберите какую-нибудь авторитетную фигуру — отца, мать, начальника или еще кого-нибудь. Представьте, что этот человек разговаривает с вами. Запишите правой (или доминирующей) рукой, что он говорит, придав его словам типичное «авторитетное» звучание. Ответьте своим собственным «внутренним голосом» и запишите свой ответ другой рукой. Выразите то, что вы действительно думаете и чувствуете. Продолжайте диалог, пока каждый «голос» не выскажется несколько раз».

Упражнение 8. Мысленная «карта»

Важные понятия могут возникать на основе образов. Например, Зигмунд Фрейд часто смотрел на изображение острова, поднимающегося над бескрайним морем, — метафору отношений сознательного «я» и бессознательного. Альберт Эйнштейн видел себя в шестнадцать лет верхом на луче света. Этот образ был отправным пунктом создания теории относительности.

В предложенном упражнении участники могут сделать не только наброски привычных, повседневных «карт», но и карты, которые представляют «вызов» визуальному интеллекту. Каждый получает несколько листов бумаги и делает небольшие наброс ки. Совершенства не требуется, нужна точность. Пусть каждый участник нарисует:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒