Участники по двое совершают небольшую прогулку на свежем воздухе (30 минут) и пытаются как можно больше увидеть в окружающей среде. Они должны замечать неочевидное, то, что скрыто за первыми впечатлениями. Время от времени нужно не фокусировать взгляд, а стараться одновременно охватывать все визуальное поле целиком. Что видно на периферии поля зрения? Можем ли мы заметить, что находится позади нас? Пусть участники поделятся своими впечатлениями с партнером.

Упражнение 2. Глаза художника

Посетите вместе с участниками воркшопа художественную выставку или музей (или принесите альбомы с репродукциями). Участники рассматривают картины, пока не найдут ту, что их особенно заинтересует. Тогда каждый пытается посмотреть на произведение глазами художника (абстрагировавшись от представленной темы):

•    Что привлекает мой взгляд?

В каком направлении движется взгляд?

•    Что меня поражает: краски, разделение пространства, чтото неопределимое?

•    Чем я наслаждаюсь?

•    Что меня отталкивает?

•    Какие чувства я замечаю у себя?

Затем происходит обсуждение в группе.

Упражнение 3. Виртуальные картины По мнению английского нейрофизиолога В. Грэя Уолтера, примерно шестая часть населения может видеть четкие внутренние картины и еще шестая часть очень редко задействует визуальные образы. Оставшиеся две трети по мере необходимости могут вызывать живые визуальные представления. Предлагаемое упражнение тренирует эту способность.

Участники садятся или ложатся, принимая удобные позы, и закрывают глаза. Через две минуты расслабления медленно (30-60 секунд на один пункт) прочитайте следующий список, попросив участников попытаться в каждом случае воссоздать ясную визуальную «картину»:

•    Ваша спальня.

Ножницы для бумаги.

•    Зеленый жираф в шортах в красную полоску.

Ваша мать верхом на тигре.

•    Силуэт Манхэттена.

•    Дно океана.

Фотография Эйнштейна.

•    Карта всех частей света.

Ваш снимок в возрасте шести лет.

•    Групповая фотография всех участников воркшопа.

Упражнение 4. Сны наяву

Некоторые участники могут легко представлять внутренние «картины», если они сами определяют, что хотят увидеть, как это бывает в случае «снов наяву» («дневных грез»). Практически каждый из нас использует их, чтобы расслабиться, избежать скуки или поупражняться в применении новых навыков и знаний.

Участники закрывают глаза и отправляются в мысленное «путешествие», замечая, какие образы возникают в их воображении. При этом они занимают позицию наблюдателей, которым интересно, какие «картины» они увидят. Насколько четкие появляющиеся образы? Они цветные или черно-белые? Какие чувственные впечатления вы переживаете? Слышите ли вы музыку или речь? Возникают ли у вас тактильные ощущения?

Дайте участникам 5-10 минут, чтобы погрузиться в воображаемый мир...

В конце обсудите с ними, как использовать эти «сны наяву» конструктивно, чтобы работа и обучение приносили большее удовлетворение.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒