Основная характеристика этого типа интеллекта — способность к трехмерному восприятию мира и обработке «изображений». Визуальный интеллект нужен архитектору, проводнику в горах, изобретателю и механику, инженеру и геологу. Люди с развитым визуальным интеллектом видят то, чего другие могут не заметить. Они способны «преобразовывать» увиденное посредством рисования, живописи, создания скульптур, строительства и изобретательства.

На воркшопах мы можем с помощью визуального интеллекта сделать учебные процессы нагляднее, улучшить межличностные отношения и углубить понимание собственного внутреннего мира.

Практические рекомендации:

Почаще предлагайте участникам делать наброски или цветные рисунки, это позволит наглядно и гибко представить концепции и цели обучения, идеальные условия работы и т. п.

•    Время от времени предлагайте участникам поменять позу, чтобы осознанно посмотреть на мир из другой перспективы.

Создавайте «карты» для сбора идей, помощи участникам в закреплении пройденного или планировании (см. главу 46).

•    Делайте фотографии, чтобы сохранить для участников «ключевые моменты» обучения, снимая их, например, во время ролевых игр или имитации.

•    Обратитесь к технике разработки «стратегического пути» — вместе с группой положите на пол предметы, которые символизируют отдельные шаги на пути к цели. Пройдите по этим «отрезкам» вместе с участниками, чтобы придумать, какие действия могут быть полезны на определенных этапах.

•    Используйте технику создания пространственного континуума (см. главу 68, упражнение 5), чтобы участники могли четко и ясно выражать свою оценку и точку зрения.

•    Используйте «воображаемые путешествия», фантазию, чтобы представлять «образы будущего», наглядно демонстрировать достижения или способствовать состоянию расслабления и внутреннего покоя.

•    Покажите участникам, как можно применять технику свободного воображения для подготовки переноса опыта в повседневную жизнь. (Участники воркшопа могут представить, как в будущем они используют определенный навык в профессиональной или личной жизни. Например, участница на первом после воркшопа собрании коллектива своей фирмы четко и ясно сообщает мужской половине коллектива, что не намерена больше терпеть замечаний дискриминационного характера. При этом она спокойно и решительно смотрит в глаза каждому.)

•    Пусть участники нарисуют « карты» своего сознания: изображение своего внутреннего мира в данный момент времени. Процесс напоминает медитацию, но проходит легче и веселее. Эта техника развивает творческие способности.

Предлагаю несколько упражнений, которые вызывают желание «оживить» визуальный интеллект.

Упражнение 1. Глаза охотника

Бушмены в Калахари могут по следам антилопы определить ее величину, пол, строение тела и состояние; эскимосы различают более шестидесяти различных видов снега. Наши способности в том, что касается наблюдения за окружающей природой, оставляют желать лучшего. Выполняя это упражнение, мы сможем посмотреть на природу по-новому.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒