Возьмите бумагу и карандаш и напишите все, что слышите внутри себя. Если вы ничего не слышите, напишите, что вы могли бы услышать, если бы ваше «внутреннее ухо» открылось. Делайте это в течение 10 минут».

Упражнение 4. Речь и чувство

Лучший мотив для того, чтобы говорить или писать — наши собственные чувства. У каждого есть сильная внутренняя потребность эмоционально рассказывать о чем-то важном, при условии, что у нас есть благожелательные слушатели.

Пусть участники напишут что-нибудь на предлагаемые эмоционально значимые темы (заверьте их, что им не придется зачитывать написанное вслух, если только они не захотят этого сами):

•    Ваше самое раннее воспоминание.

•    Человек, которого вы особенно любили.

Человек, которого вы потеряли.

Самый сильный страх, который вы испытали.

Момент, когда вы чувствовали себя очень близко к Богу или природе.

Сильная физическая нагрузка.

Ваша первая любовь.

Упражнение 5. Книги моей жизни

Книги необходимы тем, кто сам хочет писать или говорить красиво. Это упражнение может вдохновить участников на чтение.

Участники разбиваются на «четверки». Каждый получает лист бумаги и делит его на четыре столбца. В первом записываются названия самых важных книг, прочитанных в детстве, в том числе тех, которые нам читали вслух; во втором — названия четы-рех-пяти наиболее важных книг, которые мы прочитали в своей жизни; в третьем — непрочитанные книги, которые нам хотелось бы прочитать, если бы жить оставалось всего шесть месяцев; и в четвертом — названия книг, прочитанных в прошлом году.

В конце происходит обсуждение в «четверках».

Упражнение 6. Очаровывающее чтение

В деловой сфере те, кому приходится много говорить и писать, допускают постоянную ошибку: они знают, что должны сообщить информацию, но путают себя с компьютером, тогда как важно прежде всего установить контакт с адресатом. Это удается, если говорящий отказывается от маски, сохраняет естественность и находится в контакте с собственными чувствами. Это упражнение учит членов группы при чтении обращать внимание на собственные чувства.

Участники разбиваются на пары. Каждая пара выбирает себе какое-нибудь беллетристическое или лирическое произведение. Затем партнеры читают друг другу отрывки из книги, которые им особенно нравятся.

Как читающий, так и слушающий отдаются эмоциональному очарованию текста. (Ведущему нужно принести с собой новые романы или томики стихов, чтобы каждая пара могла себе что-то выбрать.)

45 ВИЗУАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Визуально-пространственный интеллект играет важную роль не только в профессиях, связанных с использованием технических и естественно-научных знаний. От 60 до 90% всех сообщений человек выражает невербально. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью выражения лица, дистанции между собеседниками, определенных прикосновений, позы, жестов и зрительного контакта. Согласно оценке эксперта в области коммуникации Марио Пей, всего в разных культурах существует около 700 ООО разных телесных сигналов. По мнению Рэя

Бердвистела, только человеческое лицо способно передавать 250 ООО различных выражений. Его коллега М. X. Кроут выделяет 5000 жестов, а Г. В. Хьюс — 1000 различных поз.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒