Обсуждение:

Насколько каждый доволен своим результатом?

У кого остались спички?

•    Хотели ли эти участники говорить чаще?

Повлияло ли это упражнение на поведение отдельных участников?

•    Может быть, некоторых участников мы слышим слишком редко?

•    А кого-то, наоборот, слишком часто?

•    Говорит ли ведущий слитком много или слишком мало?

В конце подсчитывается количество спичек.

Упражнение 4. Сообщение о помехах

Цель. Ведущий, который хочет использовать на воркшопе правило «Прежде всего — работа с помехами», предложенное Рут Кон, получит благодаря этому упражнению шанс закрепить его в группе.

Упражнение способствует развитию умения брать на себя ответственность за свое обучение и открыто говорить группе о том, что мешает работать (в тех случаях, когда кто-то не может сосредоточиться, отвлекается, скучает или чувствует раздражение и т. п.).

Материалы. Коробок спичек (или для каждого участника — две монеты, две пуговицы, два камешка).

Время. 5 минут в начале встречи, чтобы ввести это упражнение, и 10 минут на обсуждение в конце встречи.

Структура работы. Объясните участникам правило: «Помехи в работе должны прорабатываться в первую очередь. Если меня что-то отвлекает или я по какой-то причине не могу сосредоточиться на совместной работе, то я сообщаю об этом группе».

Скажите, что вы хотели бы, чтобы на сегодняшней встрече каждый мог усвоить это правило. Если участник чувствует ка-кие-то «помехи», начинает мечтать, скучать, раздражаться или «отсутствует» по каким-то другим причинам, он должен подать сигнал. Договоритесь с группой, что это будет за сигнал, например — руки, поднятые над головой. Задача остальных — увидеть этот сигнал и прореагировать на него.

Кроме того, каждый участник получает по две спички. Тот, кто сообщил о «помехе» условленным сигналом, может вернуть спичку обратно.

В конце встречи проводится обсуждение.

Упражнение 5. Сеть коммуникаций

Цель. Это «сопровождающее» упражнение помогает участникам стать чувствительнее к существующим в группе коммуникативным образцам и стимулирует активное участие каждого. Материалы. Клубок шерсти.

Время. 20 минут.

Структура работы. Используйте это упражнение во время групповой дискуссии. Объясните участникам, что дискуссия будет сопровождаться экспериментом. Возьмите конец нити в руку и начните дискуссию, предложив тему или задание. Когда заговорит первый участник, бросьте ему клубок, оставив конец нити у себя. По мере продолжения дискуссии участники бросают клубок друг другу. Каждый, кто говорит, получает клубок и крепко держит нить, бросая клубок дальше. В конце дискуссии группа рассматривает получившийся «узор» группового взаимодействия и обсуждает упражнение.

Упражнение 6. Близость и дистанция

Цель. Это упражнение повышает чувствительность участников к проявлениям невербального поведения в разговоре, к посланиям, которые передаются в беседе посредством дистанции. Время. 5 минут на проведение упражнения и 15 минут на его обсуждение.

Структура работы. Участники разделяются на пары, встают друг напротив друга и договариваются о теме разговора. Во время беседы у каждого есть возможность менять расстояние до партнера: приближаться или отходить. Это можно делать по разным основаниям: потому что изменяется интерес или для того, чтобы выяснить, что меняется при увеличении или уменьшении физической дистанции. Через пять минут партнеры обсуждают упражнение. Затем происходит обсуждение в кругу.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒