Чего я пока что не понимаю.

•    Неожиданная помощь, которую я получил.

Мой первый начальник.

•    Успех, за который мне пришлось слишком дорого заплатить.

Упражнение 1. Присутствие

Цель. Предпосылка успешной коммуникации — готовность внутренне настроиться на партнера. Это простое упражнение позволяет тренировать дружеское, безоценочное, свободное внимание и при этом «отфильтровывать» все внешние воздействия и временно отстраняться от собственных проблем.

Время. 10-15 минут.

Структура работы. Участники разбиваются на пары. Партнеры садятся друг напротив друга. Они должны установить зрительный контакт и, не разговаривая, в течение 5 минут постараться настроиться на партнера. Каждый пытается «присутствовать» и позволяет партнеру влиять на себя — то есть поддается воздействию его физического образа, энергетического состояния и настроения. Во время упражнения иногда спрашивайте: «Действительно ли ваше внимание сосредоточено на партнере, или вы думаете о чем-то другом? Достаточно ли вы внимательны, чтобы полностью сконцентрироваться на вашем партнере?» Скажите: «Вы не должны ничего делать, кроме как присутствовать...»

В конце оба партнера обсуждают это короткое упражнение.

(Можно продлить время «молчаливого контакта» на 10-20 минут.)

Упражнение 2. Концентрированное слушание Цель. В этом упражнении речь вновь идет о присутствии, а также о способности внимательно слушать.

Время. 20 минут.

Структура работы. Участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга и 2 минуты поддерживают зрительный контакт без слов. На этой стадии они настраиваются друг на друга. Затем участники решают, кто будет А, а кто — Б. Партнер А говорит на тему, предложенную ведущим, а партнер Б внимательно слушает, не задавая вопросов и не комментируя. Это продолжается около 3 минут. Затем роли меняются. После того как второй партнер выполнит задание, участники вместе обсуждают упражнение.

Выберите какую-нибудь из предложенных тем или сформулируйте другую, более подходящую вашей группе:

•    Дом, в котором я жил.

•    Детская игра, которая мне нравилась.

Важная для меня дружба.

•    Мой лучший начальник.

Во что я твердо верю.

Упражнение 3. Говорим и слушаем

Цель. Это упражнение помогает робким или сдержанным участникам принять на себя активную роль и взять слово. Его можно проводить регулярно.

Материалы. Коробок спичек.

Время. 5 минут в начале встречи, чтобы ввести это упражнение, и 10 минут, чтобы обсудить его в конце встречи.

Структура работы. В начале встречи поговорите кратко о том, что в группе есть участники с разными темпераментами: одни активны, легко и охотно берут слово, другие больше стремятся слушать и размышлять. Наше поведение неодинаково и в разных группах: в одних мы говорим больше, в других — меньше. Предложите подумать о том, какой стиль поведения каждый может проявить в этой группе. Есть ли участники, которые хотели бы говорить чаще? Есть ли те, кто хотел бы больше слушать? Предложите упражнение, которое должно сопровождать обычную встречу группы. Дайте участникам по пять спичек, и пусть каждый раз тот, кто берет слово, кладет спичку обратно в коробок. В конце встречи ведущий вместе с группой обсуждает упражнение.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒