На воркшопе мы должны стимулировать «спящие» виды интеллекта. Нередко результатом этого оказывается улучшение творческих способностей и рост чувства собственной значимости.

В повседневной жизни все семь интеллектов работают вместе достаточно сложным образом. Отдельный интеллект — это научная абстракция. Гарднер выделил «семь интеллектов» из общего контекста с целью подробного исследования. Каждый преподаватель может с помощью этой теории использовать свои методические стратегии более дифференцированно и эффективно (см. упражнение «Привлечение внимания» в конце этой главы).

•    Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая широкий спектр упражнений для каждого типа интеллекта.

•    Возможно, список Гарднера не полон. Мы можем принимать во внимание и другие типы интеллекта (на воркшопе нужно учитывать все типы интеллекта):

- духовность;

способность сопереживать;

сексуальность;

юмор;

интуицию;

творчество;

-    чувствительность к запахам;

-    способность комбинировать различные типы интеллекта («фактор Леонардо»).

• Теория множества интеллектов предлагает нам создавать различные учебные ситуации, соответствующие естественным склонностям участников, их профессиональным и личным потребностям. Нам необходимо заботиться о многообразии методов обучения: не только говорить, но работать с рисунком, с движениями, взаимодействием и самонаблюдением.

СЕМЬ СТРАТЕГИЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ Я хочу предложить вам различные стратегии творческого использования семи интеллектов для привлечения внимания участников. Все предложения — варианты послания «Внимание, давайте начинать».

1.    Лингвистическая стратегия: начните произносить звук «шшгл...», и пусть участники по одному присоединяются к вам. Возникает настоящее крещендо, и это сплачивает группу.

2.    Ритмически-музыкальная стратегия: ведущий отбивает рукой четкий ритм, а участники повторяют за ним.

3.    Кинестетическая стратегия: встаньте на стул, раскиньте руки. Участники «отражают» ваше поведение.

4.    Пространственно-визуальная стратегия: повернитесь к участникам спиной и «напишите» в воздухе рукой слово «тихо».

5.    Логико-математическая стратегия: ведущий изображает «живые часы». Рука — секундная стрелка, которая показывает, сколько секунд нужно группе, чтобы подготовиться к работе.

6.    Межличностная стратегия: ведущий шепчет участнику на ухо: «Я хочу начать», участник передает это следующему, и так далее...

7.    Внутриличностная стратегия: участники закрывают глаза и делают три глубоких вдоха.

43 ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Вербальным интеллектом обладает большинство людей. Не каждый из нас — выдающийся писатель или прекрасный оратор, но все мы умеем разговаривать, и большинство умеет читать и писать. Вербальный интеллект почитается в любой культуре, поэтому нас приучают к таким почтенным ритуалам, как составление резюме или беседа при приеме на работу. Мы восхищаемся людьми, которые могут свободно говорить перед большой аудиторией, например, руководителем, зажигательной речью создающим мотивацию у целого концерна. И конечно, мы, ведущие, тоже стараемся развивать свои вербальные способности, тренируя речь и учась внимательно слушать. Сначала я хочу представить вам несколько приемов развития вербального интеллекта. Далее следует ряд интересных упражнений на коммуникативные навыки.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒