Преимущество такого представления об интеллекте — отсутствие дискриминации. Спортсмены, механики, мойщики окон считаются не менее интеллектуальными, чем менеджеры, системные аналитики или нейрохирурги. Кроме того, важен тот факт, что каждый человек способен совершенствовать любой из семи интеллектов.

К тому же все семь интеллектов сложным образом дополняют и усиливают друг друга. Известно, к примеру, что кинестетический интеллект имеет большое значение для наших вербальных, логических и «внутриличностных» способностей. Он локализуется в области мозжечка. Здесь происходит управление сложными движениями, но теперь известно, что в этой области также располагается «переключатель» когнитивной деятельности. Эта область мозга составляет только десятую часть всего объема мозга, но в ней концентрируются более 50 процентов всех нейронов, 40 миллионов нервных соединений - в четы ре раза больше, чем в очень сложном зрительном центре. Почему? Мозжечок управляет не только нашими движениями. Он управляет памятью, вниманием и пространственным восприятием и участвует в реализации речевых способностей, в эмоциональном реагировании. Он активирует важные области «новой коры», самой высокоразвитой части нашего мозга, с помощью которой мы решаем проблемы, планируем и логически мыслим. Множество исследований указывают на то, что вероятность успеха обучения повышается, когда учащиеся имеют возможность двигаться — в спорте, игровой деятельности, театральных постановках или на танцах.

Из повседневной жизни известно, что семь интеллектов работают взаимосвязанно:

Шахматисты используют визуальный и логический интеллект. Чтобы успешно выдерживать длительные партии, им необходимы внутриличностный и межличностный виды интеллекта.

Механики ремонтируют неисправную тормозную систему, используя визуально-пространственный, кинестетический и логико-математический виды интеллекта.

• Когда вы приглашаете гостей и хотите удивить их изысканным меню, вам нужен вербальный интеллект, чтобы понять оригинальный рецепт из французской кулинарной книги; логико-математический интеллект, чтобы правильно рассчитать необходимое количество продуктов; кинестетический интеллект, чтобы «колдовать» на кухне, и межличностный интеллект, чтобы составить меню, отвечающее разнообразным вкусам ваших гостей.

Практически нет таких вещей в жизни, для выполнения которых нам было бы достаточно одного типа интеллекта.

Практические рекомендации:

• У каждого человека есть все семь типов интеллекта. Теория Гарднера — не типология «профилей одаренности» (это распространенное недопонимание). Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал: если мы хотим добиться лучших результатов обучения, нужно задействовать как можно больше видов интеллекта.

Динамическое обучение наиболее эффективно в ситуациях, когда происходит обращение к комплексу интеллектов. Идеальная модель использования интеллектов — творчество Гете или Леонардо да Винчи.

•    Большинство людей могут развить любой тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие ка-кого-либо типа связано с культурными предрассудками, влиянием родителей, системой образования или травматическим опытом. Например, японская программа развития талантов фирмы «Судзуки» демонстрирует огромный потенциал, который есть у обычных учеников в области музыкально-ритмического интеллекта.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒