Во время упражнения почувствуйте что-то в пространстве между руками и грудью, что словно течет в вашу грудь и вокруг нее. Может быть, вы почувствуете ощущение жизненной силы, наподобие той, которая возникает, когда вы плаваете в море или сидите под раскидистым деревом и дышите.

Возможно, вы ощутите покалывание в руках, некий «магнетизм», и ваше сердце укрепится благодаря этим ощущениям. Может быть, вы заметите тепло и свет или нечто вроде светящегося шара, излучения огня в камине или что-то еще.

Пожалуйста, обратите внимание на то, что вам интересно, что именно вы при этом обнаружите (2-3 минуты).

Упражнение 3. Обретение равновесия

Цель. В этом упражнении мы используем ритм, чтобы найти баланс души и тела.

Время. 5 минут.

Структура работы. Скажите участникам следующее: «Нам будет легче учиться, если мы будем следовать своему личному ритму. Обучение — это интенсивная работа, игровые паузы, возможность практиковаться, экспериментировать и размышлять о происходящем. Самое важное — стараться найти собственный, подходящий только нам, ритм. Если мы его найдем, то будем хорошо себя чувствовать.

Я хочу предложить вам символическое упражнение, во время которого вы сможете почувствовать, как можно управлять своим ритмом и ощутить внутреннее равновесие.

Сядьте на самый край стула, как можно дальше от спинки, чтобы у вас было достаточно места для раскачивания в разные стороны. Держите спину прямо и начните мягко покачиваться из стороны в сторону, слева направо и наоборот... Если хотите, можете синхронизировать свои движения с дыханием.

Постепенно уменьшайте амплитуду своих движений, раскачиваясь все ближе к «центральной оси». Почувствуйте, как ощущение равновесия становится все отчетливее. И когда наконец вы достигнете полного равновесия, останьтесь в такой позе на некоторое время и почувствуйте это ощущение совершенного баланса (1-2 минуты).

Теперь начните раскачиваться верхней частью туловища вперед и назад и, как и в прошлый раз, постепенно сокращайте амплитуду движений. И чем незаметнее ваши движения, тем тоньше становятся ваши ощущения. Почувствуйте, как вы все больше и больше приближаетесь к равновесию. Как только вы достигнете его, просто насладитесь приятным чувством спокойствия и баланса...

Когда у вас возникает потребность восстановиться или найти баланс в повседневной суете, вы можете использовать это очень простое упражнение, которое помогает по-новому объединить ум, сердце и тело».

42 СЕМЬ ИНТЕЛЛЕКТОВ

В этой главе речь пойдет о теории «семи интеллектов», предложенной американским психологом Говардом Гарднером. Эта теория открывает для ведущего прекрасные возможности интересной и эффективной организации учебного процесса. Одновременно идея Гарднера обостряет видение потенциала разных участников. Со школьных времен мы привыкли ассоциировать высокий интеллект с академиками и «книжными червями», но эта теория существенно меняет наши представления.

ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Учение о «семи интеллектах» напоминает о том, что интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект — это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он действует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь. Известно, что классические тесты на интеллект мало говорят о том, насколько успешным будет человек в профессии. Говард Гарднер с полным основанием констатирует, что наша культура уделяет слишком много внимания вербальному и логическому интеллекту, тогда как другие формы интеллекта игнорируются. Поэтому Гарднер обращает наше внимание на разные возможности творческого развития. Он выделяет семь видов интеллекта.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒