Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Использование суггестивных (внушающих) техник, позволяющих вводить людей в гипнотическое или полугипнотическое состояние, также противоречит принципам демократического общества. Однако с их использованием в том или ином виде приходится сталкиваться достаточно часто. Например, на массовых политических митингах лля повышения восприимчивости людей применяются различные техники, повышающие «психологическую температуру» толпы. Подробнее об этом см. главу IX.

Третья группа приемов, используемых для скрытого воздействия на сознание и подсознание людей, является самой распространенной. В основе этих приемов лежит когнитивная леность человека. Социальные психологи неоднократно фиксировали в своих экс периментах, что человек является когнитивным лентяем, т.е. он обычно предпочитает принимать готовые формулы и суждения, чем думать самостоятельно и тратить свою психическую энергию на всестороннее осмысление информации.

Искусство манипулятора заключается в том, что он добивается изменения поведения человека не обманывая, а играя на его слабостях. Вот почему мы согласны с теми, кто называет манипуляцию соблазном.

«Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»*.

В этой группе манипулятивных приемов грань между скрытым и открытым воздействием очень условна. Например, если в рекламном политическом ролике кандидат приветливо общается с жизнерадостными детьми, то вполне возможно, что на кого-то этот ролик окажет скрытое воздействие в результате бессознательной фиксации позитивной ассоциативной связи, переноса доброго отношения к детям на позиционируемого кандидата. Но на других людей подобный рекламный трюк может не оказать влияния. Они либо знают о технике создания подобных рекламных уловок, либо заранее критично относятся ко всей информации, касающейся данного кандидата, либо их внимание в момент показа данного ролика по телевидению было сконцентрировано на чем-то другом. Иными словами, их сознание препятствовало проникновению внешнего воздействия.

Каждый человек обладает способностью мыслить, он может критически подходить к любой информации, стремиться к получению дополнительных аргументов. Однако он далеко не всегда умело распоряжается этой способностью. Пассивность человека, его нежелание рационально оценивать информацию делают его легкой добычей манипулятора. Манипуляция — это воздействие, которое требует определенного мастерства и знаний. Ведь манипулятору надо подтолкнуть свой объект к таким действиям, которые подчас противоречат его интересам, не соответствуют его ценностным ориентациям или которые просто не входят в его намерения. Каким образом он этого добивается?

Во-первых, он умело использует многовариативность мотивов, способных подтолкнуть человека к определенному действию. Мы уже говорили, что одно и то же действие человек может совершать, руководствуясь разными мотивами. Например, на политический миI инг человек может прийти по идейным соображениям, из любопытства, за компанию с другом, чтобы посмотреть на артистов, которые будут выступать перед митингом. Следовательно, чтобы собрать большую аудиторию, совсем не обязательно апеллировать к убежденным сторонникам политической партии, можно включить и другие мотивы, например пообещать выступление популярной музыкальной группы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒