Итак, что же позволяет выделить манипуляцию из общего процесса управления мотивацией? Каковы отличительные признаки манипуляционного воздействия? Во-первых, манипулятор склонен скрывать свои истинные цели. Он открыто не объявляет, для кого он добивается голосов избирателей; он не объясняет, что, раскрывая преимущества того или иного законопроекта, он лоббирует интересы определенной олигархической группы. Он хочет, чтобы молодежь пришла на митинг, но предпочитает вместо политической агитации говорить о том, что там-то и тогда-то состоится концерт популярных среди молодежи музыкантов. Фактически манипулятор дезориентирует тех, на кого направлено воздействие. Манипулятор склонен рассуждать о неких высших, всеобщих интересах, хотя его цели вполне конкретны и, как правило, относятся в политике к борьбе за власть и за ее удержание в своих руках.

Манипуляция — это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как говорит Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» (18).

Скрытое воздействие, манипуляцию не надо путать с обманом, с ложной информацией. В книге ЕЛ. Доценко «Психология манипуляции» есть такое сравнение: «...кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск — это лишь обман... Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск» (19).

На наш взгляд, есть три способа скрытого воздействия на сознание и подсознание человека: использование технических средств, введение человека в гипнотическое или полугипнотическое состояние, искусное воздействие на ментальные процессы. Кратко остановимся на каждом из них.

Сразу оговоримся, что использование технических средств для скрытого внедрения каких-либо образов в сознание и подсознание подей является незаконным. Однако о существовании таких возможностей политическим менеджерам необходимо знать. Главной особенностью технического способа воздействия на сознание и подсознание является то, что человек не может распознать это воздействие, а следовательно, и противопоставить ему свое критическое суждение.

Известна так называемая технология 25-го кадра, когда вторжение информации в мозг человека не контролируется его сознанием. Виктор Фершт, доктор психологических наук, один из руководителей международной организации «Врачи за права человека», в интервью газете «Известия» 8 февраля 2000 года рассказал, как современные компьютерные технологии позволяют решать проблему создания позитивных ассоциаций и при этом избежать контроля со стороны сознания манипулируемых. «Предположим, — говорил он, — есть задача: превратить какого-то политика в любимца народа. iJля этого надо, чтобы в подсознании людей он ассоциировался с чем-то красивым, приятным, сильным, радостным. Для женщин это может быть цветок. Итак, положительный образ выбран, дальше начинается голая техника. Картинка цветка разбивается на множество фрагментов, их около 3000. Во время телепередачи в каждый кадр с изображением будущего любимца вставляется по одному фрагменту. Он столь мал, что глазом практически не виден. Но фиксируется мозгом. Вот эти 3000 «диверсантов» тайно проникают в подсознание, где и собираются в картинку цветка. Цель достигнута... Аналогично производится обратная операция — дискредитация противника. Его образ политические киллеры связывают в подсознании, например, с плачущим ребенком или с чем-то непристойным, отталкивающим».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒