Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

«Подстройка» под сложившиеся когнитивные структуры является одним из наиболее распространенных приемов в избирательных кампаниях. Этот прием позволяет «протащить» своего кандидата в систему убеждений личности, не меняя последние. Однако следует учитывать, что образ политика должен в массовом сознании соответствовать представлениям о способах движения к «добру». Так, в 1996 году Б. Ельцина легко удалось представить главным противником возможной реставрации коммунизма в стране, так как ранее сложившийся в представлениях россиян образ этого политика соответствовал этому. А, например, позиционированию «Яблока» на выборах в Государственную Думу в 1999 году как партии будущего, партии, способной предложить решение современных проблем России, препятствовал образ Г. Явлинского, который многими рассматривался как вечный оппозиционер, не способный решать конкретные вопросы.

Итак, чтобы привлечь людей к участию в политической кампании, чтобы побудить их действовать в соответствии с целями политической кампании, политическим менеджерам необходимо либо изменять их систему когнитивных структур, установок, ценностных ориентаций и т.п. (первая группа задач управления мотивацией), либо оказывать такое влияние на ментальные процессы этих людей, которое позволяет менять их видение конкретной ситуации, конкретного политического деятеля и т.п. (вторая группа задач управления мотивацией).

В реальной практике политических кампаний указанные выше задачи обычно тесно переплетаются. Это вызвано, во-первых, тем, что нельзя изменить когнитивные структуры личности, не влияя не ментальные процессы, процессы восприятия ею новой информации. Во-вторых, люди, рассматривающиеся в качестве объекта управленческого воздействия, никогда не представляют собой однородную массу. Они различаются по своим взглядам, убеждениям и ценностным ориентациям, и, следовательно, по отношению к различным группам субъект управления политической кампанией должен применять различные стратегии воздействия на мотивацию. Вместе с тем выделение двух комплексов задач управления мотивацией, на наш взгляд, необходимо для понимания политическими менеджерами специфики их решения, для разработки конкретных шагов по достижению поставленных политических целей.

6. Манипуляция в политических кампаниях

Управление мотивацией — это такое воздействие на мотивационную сферу человека, когда последний далеко не всегда может оценить степень и характер этого воздействия. Субъект управления как бы вторгается в сознание и подсознание человека, влияет на внутренние ментальные процессы, подчиняя их своим интересам. Вот почему часто управление мотивацией называют манипулированием или манипуляцией (от фр. — manipulation, происходящего от лат. manus — Рука).

Однако полное отождествление этих понятий вряд ли оправданно. Скорее их следует рассматривать как общее и частное, Управле ние мотивацией — это общий процесс, включающий все способы духовного, психологического (в отличие от физического насилия или угрозы насилия) воздействия субъекта политического управления на мотивационную сферу человека. Манипуляция составляет часть этого общего процесса. Иными словами, есть особые, специфические способы, приемы воздействия на других людей, которые и следует называть манипуляцией. Наша задача — определить их содержание.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒