Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Вторая задача воздействия на мотивацию без кардинального изменения установок личности может заключаться в том, чтобы актуализировать мотив, напрямую не относящийся к провоцируемому субъектом политического управления действию.

Ранее мы говорили, что в основе некоторых политических действий могут лежать совершенно неполитические причины. Например, человек может принять участие в политическом митинге, потому что ему хотелось провести время в компании своих друзей. Человек может проголосовать за какого-то кандидата не в силу политических убеждений, а потому, что за него голосует его близкий друг. Человек может вступить в политический спор, но не потому, что он разделяет воззрения одной из сторон, а просто потому, что ему не нравится, как ведут себя в ходе дискуссии отдельные ее участники. Иными словами, не сформировавшиеся идеологические взгляды, отсутствие политических пристрастий не являются гарантией неучастия людей в политической деятельности. Этих людей можно подтолкнуть к такому участию, актуализировав мотив, который не является в строгом смысле политической установкой.

Данный способ вовлечения людей в политические акции имеет свои ограничения. Таким образом можно побудить обычно к единовременному участию. Однако в некоторых случаях от объекта управления требуется участие именно в единичных акциях, например в митинге, чтобы подчеркнуть его массовый характер. Вместе с тем спонтанное включение в политические действия может стать началом формирования необходимых субъекту управления политических установок. Вот почему данный способ воздействия на мотивацию широко применяется в политических кампаниях, хотя не все считают его этичным.

Третья задача заключается в том, чтобы изменить политическое поведение, изменяя представления людей о ситуации, в которой они находятся.

Мы уже говорили выше, что большинство наших поступков опосредовано ситуацией, точнее, субъективной ее интерпретацией. Иными словами, мы действуем, исходя из того, какой нам кажется обстановка вокруг нас, как мы определяем ожидания других людей и т.д. Учитывая этот фактор, можно усилия по управлению мотивацией направить на формирование в сознании многих людей видения ситуации, подталкивающего их к действиям, в которых заинтересован субъект управления. Можно создать атмосферу страха, а можно усилить состояние общей удовлетворенности существующим социально-экономическим порядком.

Решается эта задача обычно путем воздействия на аудиторию типичными стимуляторами, вызывающими соответствующие изменения в массовых настроениях. Например, для нагнетания страха можно говорить о событиях и демонстрировать видеоматериалы, вызывающие у человека опасения за свою жизнь и жизнь своих близких. Искусство политических менеджеров заключается в том, чтобы найти нужный с тимулирующий материал и довести его до массовой аудитории.

В политической истории России есть, например, факт, когда нараставшая волна социальной напряженности, недовольства была сбита назначением на пост премьер-министра Е. Примакова. Его фигура оказалась своеобразным стимулирующим материалом, повлиявшим на перелом массовых настроений. С другой стороны, предвыборная кампания Б. Ельцина в 1996 году строилась на предъявлении массам других стимулирующих материалов — пустых прилавков, ла-! ерей ГУЛАГА, — которые вносили в массовые настроения ощущения страха перед возможным возвратом прошлого и потерей завоеванного.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒