В литературе есть два подхода к определению понятия «политические технологии». Сторонники первого рассматривают политические технологии как универсальную составляющую любого управленческого процесса в политике. Так, в «Политической энциклопедии» указывается, что политические технологии «представляют собой способ упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на преобразование (изменение состояния) объекта в сфере политики, достижение заданного результата (цели)» (3). Близкое по содержанию определение дает А.И. Соловьев: «Политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте» (4).

Сторонники другого подхода, и автор относится к их числу, склоняются к мнению, что политические технологии — это один из видов управленческих технологий в политике, присущий исключительно политическому менеджменту. Технологии, складывающиеся в системе государственного управления и в системе управления в государственных и политических организациях, имеют ряд отличительных черт, и смешение их с чисто политическими технологиями не позволит увидеть специфику последних.

Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права создавать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на людей с целью изменения их поведения, которые исключают применение прямого принуждения, физического насилия. В этом заключается специфика политических технологий.

Политические технологии — это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на wc сознание и подсознание, это способы, побуждающие людей действовать в соответствии с интересами поли тического субъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.

Забегая вперед, скажем, что политический менеджмент ставит перед обществом немало сложных этических проблем, в основе которых лежат несовпадение групповых и общественных интересов, острая конкуренция в политическом пространстве, различия в идеологических взглядах и ценностных ориентациях политических субъектов и постоянное искушение решить свои политические проблемы любыми способами. Подробнее об этом мы будем говорить в заключительной главе.

Итак, политический менеджмент — это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒