Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Другим способом изменения установки может стать создание когнитивного диссонанса путем побуждения человека к совершению действия, противоречащего его установкам. Например: у человека есть когнитивная структура, которая определяет его Я в терминах полной аполитичности, т.е. он считает себя совершенно далеким от политики и ни при каких условиях не собирается участвовать в политической жизни общества. Но под влиянием некоторых обстоятельств он принял участие в некой политической акции (пришел на политический митинг или на партийное собрание). Если ему не удастся найти оправдание поступка внешними факторами (попросил друг, заставили силой и т.п.), то велика вероятность того, что он изменит свои установки, т.е. перестанет себя считать аполитичным человеком.

Итак, когда человек совершает действие, противоречащее его внутренним установкам, возможно изменение этих установок. Важно только, чтобы у него не сложилось впечатление, что совершенные им действия осуществлены под давлением извне. Давлением извне можно добиться изменения поведения, но нельзя добиться изменения установок. Таким образом, политическим менеджерам следует прислушаться к совету, который дают психологи: «Чем сильнее побудительные факторы, тем человек послушнее. С другой стороны, если ваша конечная цель в том, чтобы людям понравилось поведение, к которому вы их вынудили, или чтобы они с ним согласились, то чем меньше стимулов вам потребуется для достижения послушания, тем лучше. Чем слабее побудительные факторы, тем сильнее изменится личная установка в сторону соответствия поведению, на которое человек согласился под влиянием этих факторов» (16).

Решая проблемы формирования новых установок, политическим менеджерам следует помнить, что устойчивость установкам придает их запоминание. Вместе с тем считается, что через 30 минут аудитория помнит только 60% содержания текста или видеоматериала. В конце дня в памяти остается уже только 40%, а в конце недели — 10%. В итоге если не «прокручивать» информацию, то через десять дней от нее не остается и следа. Вот почему для формирования устойчивых убеждений и взглядов необходимо постоянно актуализировать в памяти образы и концепты, в запоминании которых заинтересован субъект политического управления.

Вторая группа задач, которые должен уметь решать политический менеджер, — воздействие на процесс индивидуального понимания информации й относящийся к нему процесс интерпретации ситуации. В этом случае не ставится задача изменения или формирования новых убеждений, установок, ценностных ориентаций человека. Смысл второго направления управления мотивацией заключается в том, чтобы активизировать уже имеющиеся у человека когнитивные структуры, направить индивидуальные психические процессы осмысления ситуации в такое русло, чтобы для человека очевидным, необходимым стал тот вид политического действия, который желателен субъекту управления.

В скоротечных политических кампаниях (например, избирательных) такой вид управления мотивацией нередко становится основным. Причина этого, во-первых, в отсутствии времени на кропотливую работу по формированию устойчивых политических установок, а во-вторых, в необходимости вовлечь в политическую кампанию как можно большее число людей, в том числе тех, кто считает себя далеким от политики, у кого нет соответствующих идеологических убеждений, однозначного отношения к тому или иному политическому деятелю.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒