Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Сложность задачи изменения установки, убеждения, ценностного суждения заключается, как мы знаем, в устойчивости когнитивных структур, в необходимости включения индивидом дополнительных волевых, психических усилий, чтобы произвести замену одних когнитивных структур на другие. Из практики общения с людьми изустно, как трудно переубедить человека и заставить изменить свои взгляды. Знакомство с теорией когнитивного диссонанса (см. 3.9. Когнитивный диссонанс) позволило нам понять причины того, почему перед людьми, убежденными в чем-то, бессильны самые веские аргументы.

Однако теория когнитивного диссонанса позволяет не только понять причины невосприимчивости людей к знанию, противоположному их убеждениям. Эта теория говорит и о механизмах преодоления человеком когнитивного диссонанса. И среди этих механизмов, как мы покажем ниже, есть такие, которые можно использовать в политическом менеджменте для изменения отношения людей к различным политическим объектам, изменения их ценностных суждений и предпочтений.

Вначале приведем пример. После сближения позиций России и США по вопросу борьбы с международным терроризмом в сентябре 2001 года произошла метаморфоза во взглядах В. Жириновского. Из ярого противника США он вдруг стал не менее ярым сторонником сотрудничества с этой державой. Мы не будем обсуждать причины столь радикальной перемены взглядов этого политика. Отметим другое. Предстоял съезд ЛДПР, на котором надо было в программные документы внести соответствующие изменения во внешнеполитической ориентации партии. Многие участники съезда с недоумением восприняли тезис о превращении США в важного союзника России, потому что этот тезис входил в противоречие с их ранее сложившимися представлениями и установками. Потребовалось обстоятельное выступление Жириновского перед делегатами съезда, чтобы изменить их установку и побудить к демонстрации поддержки новой внешнеполитической стратегии ЛДПР.

Произошло что-то экстраординарное? Нет. В этом случае проявилась тенденция, хорошо известная социальным психологам. Вот как ее формулирует американский социальный психолог Э.Аронсон: «Если коммуникатор имеет высокий кредит доверия, то, чем больше будет расхождение между пропагандируемыми им взглядами и взглядами аудитории, тем в большей степени аудитория окажется убеждаемой. В то же время если кредит доверия коммуникатора вызывает сомнение или вовсе ничтожен, то такой коммуникатор максимально изменит мнение аудитории в случае умеренного расхождения во мнениях» (15).

В приведенном примере В. Жириновский смог повлиять на установки участников съезда ЛДПР только потому, что для них его мнение было значимым, авторитетным. А изменились ли под влиянием этого выступления суждения по этой проблеме тех людей, которые не склонны считать Жириновского своим политическим лидером? Вряд ли. Изменение установки — это преодоление когнитивного диссонанса. В случае с участниками съезда это преодоление стало возможным благодаря своеобразному, неосознаваемому перекладыванию ответственности за смену убеждений на авторитет своего политического лидера. Во всех других аудиториях мнение Жириновского не воспринимается как достаточное для изменения установки.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒