Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Человек очень легко может переходить от понимания к рассуждению и обратно, не осознавая произошедшего качественного скачка. Однако политический менеджер, политический технолог должны знать как о различиях в процессах понимания и рассуждения, так и об основных принципах развертывания этих процессов. В дальнейшем мы увидим, что большинство приемов, используемых в политическом менеджменте для усиления влияния на мотивацию людей, основаны именно на знании (чаще интуитивном) когнитивных процессов понимания.

Итак, понимание — это приведение внешней информации в соответствие с когнитивными структурами внутреннего, субъективного мира. Решается эта сложная проблема с помощью механизмов категоризации и атрибуции практически мгновенно и на уровне подсознания. Не удивительно, что человек подчас не может впоследствии объяснить, почему он именно так, а не иначе понял данную информацию. Сознание человека работает с уже готовым результатом происшедшего понимания. Кстати, в большинстве случаев человек просто не задумывается над тем, почему информация понята им так, л не иначе.

Е. Малкин и Е. Сучков (11) рассказывают об одном любопытном случае из практики избирательных кампаний, который, во-первых, хорошо иллюстрирует различие между пониманием и рассудочной деятельностью, а во-вторых, указывает на силу мотива, возникающего в результате понимания информации. Один кандидат, не стесненный в средствах, решил организовать благотворительный фонд для компенсации потерь вкладчиков местных финансовых пирамид. Сам кандидат к этим пирамидам не имел ни малейшего отношения и выступал в этом случае как чистый благотворитель. Фонд был организован, прошли первые выплаты вкладчикам старшего возраста. Когда началась предвыборная агитация, то выяснилось, что проведенная акция имела самые разрушительные последствия. Все избиратели были недовольны размерами компенсационных выплат, а главное, они решили, что если кандидат делает компенсационные выплаты — значит, он и есть тот жулик, который устроил финансовые пирамиды. И весь гнев обманутых вкладчиков обрушился именно на этого человека.

Что же произошло? Ментальные процессы категоризации и атрибуции, лежащие в основе понимания населением личности кандидата, дали ошибочные результаты. Люди определили кандидата как жулика только потому, что он сделал то, что должны были сделать создатели финансовых пирамид.

Чтобы не совершать подобных ошибок, политические менеджеры должны четко представлять себе особенности ментальных процессов ii почаще обращаться к научным методам, позволяющим выявить реальные знания, установки людей, влияющие на их восприятие дей-с . вительности.

Например, методом фокус-групп можно выявить, как в действитель-пости произошло понимание того или иного рекламного сообщения, какие у людей возникали ассоциации, переживалось ли сообщение пюционально. Ниже приведены результаты исследований известного российского специалиста С.А. Белановского, который в работе с фокус-группами выявлял отношение людей к рекламным роликам движе-ния «Яблоко», демонстрировавшимся по телевидению в 1999 году.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒