Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Назовем основные факторы, влияющие на внимание человека к социальной информации:

а)    необычная форма подачи информации, вызывающая спонтанную реакцию органов чувств (неожиданно громкий звук, яркая цветовая гамма на примелькавшемся фоне, нарушение привычной последовательности и т.п.);

б)    сформировавшиеся знания, убеждения и установки. Чтобы обратить внимание на социальную информацию, надо обладать механизмом ее узнавания. Напомним, что социальная информация — это информация о смыслах и значениях. Чтобы обратить внимание на те или иные знаки, символы, слова или на отклонения от привычного ряда символов и слов, надо знать, что они означают;

в)    субъективное понимание значимости, «выпуклости» информации. Мы знаем, что у каждого человека складывается своя система ценностных ориентаций и эмоциональных отношений к объектам, поэтому информация об одном и том же объекте будет кем-то восприниматься как важная, а кто-то даже не обратит на нее внимания. Психологи отмечают, что человек с большей вероятностью обратит внимание на ту статью в газете, которая соответствует его убеждениям. Такое «избирательное внимание» ведет к тому, что людей разных интересов, идеологических взглядов привлекают различные виды информации;

г)    эмоциональное состояние. Усталость снижает способность человека воспринимать информацию, возбуждение делает его чувствительным к определенному виду информации, чувство опасности вынуждает реагировать на каждый шорох и т.п.

3.3. Категоризация

Понятие «категоризация» в социальную психологию было введено Джеромом Брунером в 40-е годы XX века. Его психологические эксперименты позволили выявить интересную особенность восприятия людьми социальных объектов и явлений. Получая информацию о каком-либо объекте, человек соотносит ее с уже имеющейся в его памяти категорией (т.е. в терминологии, которую мы использовали выше, либо с хранящимся в памяти образом, либо с концептом, либо со схемой). Результатом такого соотнесения является узнавание/неузнава-ние объекта или понимание/непонимание ситуации.

«...Процесс категоризации — отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому классу подобных и уже известных ранее объектов, то есть к категории»*.

Категоризация какого-либо человека, например политика, может проявиться не только в его узнавании, но и в отнесении его к определенным типам людей. В исследовании, проведенном С.Г. Климовой и Т.В. Якушевой, наглядно видны результаты подобной категоризации. Авторы отмечают, что каждый респондент по-своему определяет качества политика, которые выстраиваются в соответствии с общим, ранее сложившимся образом этого политика: борец за идею, хозяйственник, возмутитель спокойствия, резонер и др. Противники и сторонники наделяют политика соответственно негативными или позитивными чертами.

В 2000 году Фондом «Общественное мнение» был проведен опрос по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Объем выборки — 1500 человек. Еженедельно респондентам задавался вопрос: «Назовите, пожалуйста, несколько главных, с Вашей точки зрения, качеств ...имярек... Как бы Вы его охарактеризовали?» (Как правило, для оценки выбирался политик, который привлекал на текущей неделе внимание общественности тем или иным высказыванием либо действием.) Вопрос имел открытую форму, респондент мог дать любое количество ответов, но фиксировались первые три. Техника открытого опроса использовалась для того, чтобы в максимальной степени уловить составляющие образа политика, нюансы эмоциональных реакций, нравственную норму, стоящую за той или иной оценкой.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒