Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Итак, внутренний мир — это не только образы, социальные объекты и ситуации, наполненные определенным смыслом, но это мир, где есть образы, объекты и ситуации, более и менее предпочтительные, вызывающие ненависть и любовь, гнев и удовлетворение, влечение и отторжение. Субъективный мир — это ценностно-эмоциональный мир, и по этой причине он более сложен, менее предсказуем, не сводится к архиву знаний, где каждая единица хранения имеет одинаковую ценность.

Устойчивые когнитивные структуры, хранящиеся в памяти, получили в литературе различное обозначение: стереотипы, убеждения, установки или аттитюды, ценностные ориентации, ожидания или экспектации. Каждый из этих терминов используется для обозначения специфических форм интериоризированного, т.е. усвоенного человеком, знания.

3.2. Внимание

Внимание — это сложный психофизиологический процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой. Внимание обеспечивает «наведение резкости» на определенную информацию.

Психологи отмечают, что фиксация внимания на каком-либо объекте, явлении, событии происходит обычно в двух случаях: во-первых, если объект, явление или событие «выпукло», т.е. отличается неординарностью, выделяется из всех других; во-вторых, если оно ожидаемо (10).

Стимулирующее воздействие чего-то неожиданного, экстраординарного на внимание человека неоднократно подтверждалось в психологических экспериментах. При этом подчеркивалось, что направленность внимания на необычное, неординарное, как правило, слабо контролируется сознанием, реализуется настолько быстро, что человек далеко не всегда отдает себе отчет в том, что привлекло его внимание в данном конкретном случае.

Другим фактором, стимулирующим внимание человека к той или иной, в частности политической, информации, являются его ожидания, желания, устремления, установки. Если человек стремится к чему-то, то любые события, способствующие реализации этого стремления, будут притягивать его внимание и фиксироваться его сознанием. Шахтеры, требующие своевременной выплаты зарплаты, будут, как никто другой, следить за политикой правительства в угледобывающей отрасли. Участвовавшие в голосовании за определенного кандидата на выборах будут ждать информации о результатах голосования с большим нетерпением, чем те, кто не пришел к избирательным урнам.

Вовлеченность человека в политику усиливает его внимание к событиям, происходящим в этой сфере. Это вызвано тем, что его ожидания в значительной степени перемещены в политическую область: успех его карьеры начинает зависеть от действий определенных государственных должностных лиц, его авторитет как лидера партии — от работы активистов и т.д. Чтобы адекватно реагировать на происходящие вокруг события, человек просто вынужден концентрировать на них свое внимание.

С помощью внимания происходит «зацепление» информации мозгом человека. Например, увидев в почтовом ящике листовку с приглашением на митинг, вы можете тут же вместе с другим бумажным «мусором» выбросить ее. В этом случае информации не удалось преодолеть порог вашего внимания, и, следовательно, она не будет оказывать никакого влияния на ваши дальнейшие действия. Но если что-то привлечет ваше внимание в этой листовке: название политического движения, выдвигаемые лозунги, красивое исполнение — значит, «зацепление» информации произошло.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒