3)    Схемы или обобщенные знания о ситуациях. «Схема определяет не свойства, собственно-присущие объекту, а контексты, в которых встречаются объекты и действия» (8). Например, схема «избирательный участок» — это знание о том, какова последовательность действий всех присутствующих на избирательном участке в день голосования.

Все перечисленные виды знаний организованы по принципу семантической связи, т.е. для обозначения каждого образа, концепта, схемы существуют свои слова или словосочетания. Актуализация этих ключевых слов в кратковременной памяти обычно ведет к тому, что из долговременной памяти извлекается либо соответствующий образ, либо концепт, либо схема.

Хранящаяся в памяти информация обладает целостностью, системностью. Она составляет своеобразный внутренний мир человека, где все подчинено определенной логике, позволяющей человеку формировать относительно непротиворечивое представление об окружающем мире и о себе, о своем месте в этом мире, об отношении к элементам этого мира.

Целостность внутреннего мира становится возможной благодаря его эгоцентричности. В центре субъективного мира находится Я индивида, т.е. его представления о себе как о живом существе и как о личности. Д. Майерс, ссылаясь на результаты психологических экспериментов, заключает: «Память формируется вокруг нашего основного интереса — самих себя» (9).

Во внутреннем социальном мире существуют не только семантические связи между концептами и схемами, но и эмоциональные переживания по поводу определенных образов, событий, оценки их значимости. Иными словами, память человека — это не просто место хранения некой нейтральной информации, это не компьютерная система, а уникальная когнитивно-аффективная система, где многие виды знания эмоционально пережиты и переживаются.

Данное обстоятельство ведет к тому, что внутренний, субъективный мир никогда не является редукцией объективного мира, микрокопией объективного социального знания. Это — система знаний, наполненных переживаниями, формирующими влечения, интересы, предпочтения и стремление избегать, уклоняться от того, что вызывает негативные эмоции.

Кроме эмоционального, можно говорить еще об одном уровне соотнесения — ценностном, который складывается в процессе усвоения социальной информации и является исключительно продуктом интериоризированной культуры. Смыслы, составляющие содержание социальных фактов, всегда содержат в себе оценочные компоненты. Например: «парламент — орган законодательной власти». В этой интерпретации смысла содержится субъективная оценка полезности данного органа для общества: осуществление законодательной власти. Усваивая концепты, человек одновременно определяет их место на ценностной шкале: полезно — вредно, хорошо — плохо, целе сообразно — нецелесообразно. Причем расположение концепта на ценностной шкале зависит не только от личных предпочтений, но и от социокультурных факторов — от типа культуры общества, от ожиданий значимых людей и т.п.

Эмоциональные и ценностные отношения к социальным объектам и ситуациям тесно взаимосвязаны. То, что человеку кажется ценным, одновременно вызывает и позитивные эмоции, то, что воспринимается как вредное, не может нравиться и скорее порождает презрение, гнев или страх.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒