Р.С. Немов указывает еще на одно важное свойство кратковременной памяти: она обслуживает актуальное сознание человека, и имеет большое значение для организации мышления (7).

То, что хранится в долговременной памяти, не существует для человека ad hoc (для данного случая), т.е. усвоенная информация как бы временно отложена, исключена из его актуальной жизни. Но это не значит, что ее нет. Она может быть в любой момент актуализирована, переведена в кратковременную память, и сыграть свою роль в выборе индивидуальной стратегии поведения. Причем человек подчас не отдает себе отчет, какие именно знания заархивированы в его памяти, потому что процессы запоминания и воспроизводства информации хотя и могут направляться волей, но никогда не контролируются в полном объеме сознанием.

Но если сам человек не может в полной мере осознавать объем своих знаний, то эту задачу тем более не может решить посторонний. Все социологические опросы, психологические тесты могут дать весьма приблизительную картину реального содержания внутреннего субъективного мира человека. Значит ли это, что они не нужны? Конечно нет. Дело в том, что даже той минимальной информации, которую удается получить научными эмпирическими методами, иногда бывает достаточно, чтобы повлиять на поведение человека, изменяя его в своих интересах. Для этого надо только знать некоторые особенности организации хранения информации в памяти человека.

Прежде всего надо знать, что информация хранится в трех основных видах.

1)    Конкретные образы, т.е. пространственно-объемные или слуховые представления, имеющие аналоги в мире материальных объектов. Это своеобразные слепки с внешних объектов, сделанные с помощью органов восприятия (зрения, слуха, осязания и т.д.). Эти «слепки» не являются абсолютной копией, но они позволяют воспроизводить пространственно-объемное состояние окружающего мира, фиксировать движение объектов, их внешние проявления и т.п. Психологи отмечают, что запоминание образов у человека происходит вместе с понятием, словом, принятым в культуре данного общества для его обозначения, что позволяет впоследствии легко извлекать их из долговременной памяти. Например, слово «Хакамада» вызывает в памяти образ конкретной женщины, худощавой, с короткой стрижкой, в темном платье, в очках, с лицом восточного типа.

2)    Концептуальное знание, или концепты, в частности знание о социальных объектах. Социальный мир, созданный людьми, отличается тем, что он не может быть представлен в виде пространственно-временных образов. Он состоит из смыслов и значений, которые нельзя увидеть, услышать или пощупать. Например, стол как материальный объект мы воспринимаем посредством зрения, но назначение стола (зачем он нужен, как используется) мы можем знать только благодаря усвоенным в ходе социализации смыслам и значениям. Глядя на человека, облаченного в яркие одежды, мы не можем точно определить его место в политической иерархии, если не знаем символического значения подобного одеяния. Концептуальное знание существует и хранится в памяти исключительно в вербальной форме, так как смысловые значения объясняются только словами. «Власть» как концептуальное знание предполагает определенную интерпретацию (наделение смыслом) действий людей, участвующих во властном взаимодействии. «Политик» — это тоже концептуальное знание, так как предполагает знание об особенностях действий человека, занимающегося политикой.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒