1.    По численности. Они могут включать значительное число людей, если речь идет о масштабной политической кампании, такой, например, как выборы президента. В первой главе мы уже перечислили ряд политических консалтинговых фирм, которые были задействованы в проведении избирательной кампании Б. Ельцина в 1996

1 оду. Далеко не каждый кандидат может себе позволить создание такой многочисленной команды, поэтому при ограниченности Ресурсов возможности субъекта управления политической кампанией уменьшаются.

2.    По продолжительности своего функционирования. Группа, организующая избирательную кампанию (избирательный штаб), сущест вует только в период подготовки и проведения предвыборной борьбы. Группа, отвечающая за имидж руководителя государства или правительства, существуют практически постоянно, претерпевая лишь организационные и персональные изменения.

3.    По степени самостоятельности. Субъект управления политической кампанией может занимать собственную нишу в политическом пространстве, т.е. быть автономной, самостоятельной организацией, как, например, партия, организующая избирательную кампанию для своих членов. Другие субъекты могут входить в какие-либо организации. Так, например, отдел в министерстве, отвечающий за «связи с общественностью», является структурным подразделением соответствующего министерства.

4.    По наличию или отсутствию формальных отношений. Например, в структурном подразделении, отвечающем за формирование благоприятного образа министерства в глазах общественности, существуют формальные отношения, т.е. четко определены функции каждого работника, есть регламент работы, иерархия служебных отношений и т.п. В команде, состоящей из друзей кандидата и оказывающих ему помощь в ведении избирательной кампании на безвозмездной основе, устанавливаются неформальные, личные отношения без четкой регламентации функциональных обязанностей и жесткой иерархии.

Наиболее часто встречающимися субъектами управления политическими кампаниями являются следующие:

1. Политические партии, которые, например, в периоды предвыборной борьбы превращаются в своеобразные избирательные штабы. Партии, опираясь на своих членов, могут проводить многочисленные акции, нацеленные на оказание поддержки партийным кандидатам на выборах, организовывать обход агитаторами квартир, проведение пикетов, встреч кандидатов с избирателями и т.д. Партии отличаются наличием формализованных иерархических отношений между их членами, что превращает их в достаточно сплоченную, организованную социально-политическую машину, способную при умелом руководстве направленно концентрировать усилия своих членов на решении поставленных задач.

Однако в современных условиях становится все более очевидным, что задачи создания благоприятной информационной среды, ведения избирательных кампаний требуют профессиональных навыков и умений. Вот почему в настоящее время в партиях создаются специальные структуры — /^-службы, работающие на постоянной основе и решающие задачу формирования позитивного образа соответствующей политической организации в глазах общественности. В главе I мы говорили, что в республиканской и демократической партиях США такие структуры возникли еще в 30-е годы. Есть соответствующие PR-службы и у многих российских партий: ЛДПР, «Яблоко» и др.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒