Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

8.    Внедрять высокие стандарты и принципы профессиональной деятельности организаций и лиц, занимающихся консультированием участников избирательных кампаний.

9.    Способствовать пропаганде, рассмотрению и применению норм Хартии среди других представителей профессионального сообщества.

10.    Признать, что Хартия является составной частью Хартии всех участников избирательного процесса, и обратиться ко всем, кто профессионально связан с организацией и участием в предвыборных кампаниях, с призывом поддержать принципы Хартии.

Четвертая этическая проблема — проблема профессионализма и идеологических предпочтений. Жесткая конкуренция на рынке консалтинговых услуг может подтолкнуть менее удачливых политических менеджеров и технологов к работе с политиками, чьи идеологические взгляды и ценностные ориентации в принципе противоречат их собственным. Так, в одной избирательной кампании он будет помогать правым, а в другой — левым. Нравственно ли помогать тем политикам, чьи идеологические взгляды противоречат собственным представлениям? Многие политические менеджеры и технологи отвечают на поставленный вопрос отрицательно. В практике политического консультирования даже сложилась ситуация своеобразной ориентации некоторых агентств на определенные политические организации и партии. Однако в среде политических консультантов есть и те, кто придерживается мнения, что главное в их работе — это профессиональное решение поставленной проблемы, и если есть политические силы, готовые оплатить профессионализм, то нет серьезной причины для отказа от выгодного заказа. Кстати, это одна из причин, почему в идеологически разделенном обществе рождаются представления о политических менеджерах и технологах как беспринципных рвачах, ибо помогающий коммунистам всегда будет безнравственным в глазах либералов, и наоборот.

Пятая этическая проблема — это проблема степени допустимости вторжения в сознание и подсознание человека и воздействия на него. Политическим менеджерам и технологам при формировании имиджа политика, электоральных предпочтений населения, решении других задач приходится прибегать нередко к скрытому психологическому воздействию, к манипуляции. В предыдущих главах мы рассматривали приемы, используемые в политическом менеджменте с целью изменения установок, убеждений, мотивов людей, и видели, что многие из этих приемов позволяют оказывать скрытое влияние. Этично ли это? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Например, можно ли назвать неэтичным предвыборный плакат, на котором кандидат изображен в окружении улыбающихся детей? Вряд ли, скажете вы. Но ведь такой плакат содержит элементы скрытого психологического воздействия, возникающего в результате формирования визуальных ассоциаций.

Некоторые авторы высказывают опасения, что политические технологии, в основе которых лежат методы пропаганды, манипулирования сознанием, разработки из области психологии восприятия, психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, «нацелены на подавление свободы волеизъявления личности и в ряде случаев заменяют репрессивный аппарат» (5).

Профессиональные знания позволяют политическим менеджерам и технологам искусно осуществлять влияние на людей, но, видимо, правы Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, указывающие на то, что среди множества способов влияния неэтичными можно назвать лишь те, которые либо основаны на обмане, либо предусматривают активную цензуру противоположных мнений, когда человека лишают возможности познакомиться с другой точкой зрения, либо уничтожают мотивацию или способность защищаться от влияния, не позволяя человеку спорить, обдумывать решения или просто удаляться от субъекта влияния (6).

Может быть, кому-то такие рамки этичного влияния политических менеджеров и технологов могут показаться слишком широкими. Ведь они включают возможность использования огромного арсенала скрытых приемов воздействия на сознание и подсознание человека. Однако человек, ставший объектом воздействия, может при желании всегда противопоставить манипулятивным приемам свое сомнение, критическое мышление, наконец, он может не смотреть те или иные передачи, не обращать внимания на плакаты, не ходить на митинги. В демократическом обществе у него всегда есть право выбора. Вместе с тем закон в демократическом обществе обязательно должен ограждать граждан от таких способов воздействия на их психику, которым они не могут противостоять. В главе IV мы называли такие способы воздействия.

Итак, политический менеджмент как особый вид управленческой практики неизбежно ставит перед обществом ряд этических проблем. Высокий профессионализм политических менеджеров должен соотноситься со сложившимися в обществе нормами морали, определяющими границы дозволенного в воздействии на других людей с целью изменения их политического поведения.


⇐ вернуться к прочитанному |