В практике политического консультирования используются различные методы маркетинга услуг и репутации фирмы. Назовем наиболее распространенные.

Реклама. Политические консалтинговые услуги предоставляются достаточно узкому кругу людей. Следовательно, каналы массовой рекламы (на телевидении, радио, в массовых периодических изданиях) здесь неприемлемы. Среди электронных средств передачи информации политические консалтинговые фирмы отдают пред почтение Интернету. Практически все они имеют собственные сайты, на которых размещается всесторонняя информация о фирме, контактные телефоны и адреса для связи. Этот вид рекламы достаточно эффективен, так как позволяет, с одной стороны, консультационной фирме предоставлять обширный массив информации о себе, а с другой — потенциальным клиентам в случае необходимости быстро связаться с сотрудниками заинтересовавшей их фирмы. Кроме того, многие фирмы готовят рекламные буклеты, брошюры, листовки, в которых перечисляют виды оказываемых услуг, рассказывают о своих удачных проектах, называют своих руководителей и сотрудников. Возможна также адресная рассылка рекламных материалов потенциальным кандидатам, руководству политических организаций, в аппараты политических и государственных деятелей.

Профессиональные выставки, семинары. Выставки фирм, оказывающих политические консалтинговые услуги, в нашей стране проводятся уже на регулярной основе, а не только в преддверии очередной крупной избирательной кампании. Участие в таких выставках и семинарах позволяет фирме рассказать о себе, продемонстрировать свои успехи. На семинары приглашаются политики, работники аппаратов политических и государственных организаций. Каждая фирма обычно считает свои долгом выступить на таком семинаре, потому что это позволяет показать профессионализм работников консалтинговых агентств, вовлечь присутствующих политиков в диалог, предоставить присутствующим заранее подготовленные рекламные материалы.

Профессиональные публикации. Хорошая книга или статья, написанная политическими консультантами, никогда не останется незамеченной как коллегами, так и политиками-практиками. Вышедшие в последние годы в России книги по избирательным технологиям, политическому консультированию не только вызвали интерес у читателя с точки зрения содержания, но и подогрели интерес к авторам, помогли им укрепить свой профессиональный авторитет.

Сообщения в СМИ. Мы говорили ранее о невысокой эффективности прямой рекламы в СМИ. Однако для раскрутки политической консалтинговой фирмы можно использовать информационные поводы. Журналисты с удовольствием пишут о различных скандалах на выборах, о черном пиаре и грязных технологиях. Искусство политических консультантов заключается в том, чтобы воспользоваться интересом журналистов к скандальным темам, но при этом не запятнать свою репутацию. Руководители и сотрудники фирм могут давать интервью и выступать самостоятельно со статьями об избирательных технологиях, предлагать сценарии развития политических событий, комментировать результаты очередного социологического исследования. На российском рынке политического консалтинга уже есть фигуры, чье появление в помещениях каких-либо политических организаций и государственных учреждений не остается незамеченным журналистами. Все это подогревает интерес к возглавляемым ими фирмам.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒