Знание, основанное на опыте, на здравом смысле, имеет ограниченную ценность. В практике политического управления оно может быть с большим эффектом использовано лишь в стандартных ситуациях, когда воспроизводятся основные условия, обеспечившие ранее успех тому или иному политическому решению. Поскольку социальная жизнь изменчива, многообразна, по-своему уникальна, то ориентация только на предшествующий опыт неизбежно сужает поле эффективного политического менеджмента. Особенно ярко это проявляется в переломные моменты, когда рушатся сложившиеся ранее традиции, быстро меняются ценностные ориентации людей, их настроения, устремления и оценки.

Разочарование в апробированных приемах, нередкое в политической практике, подчас ведет к тому, что ставится под сомнение любая попытка систематизации знания о политическом менеджменте и все отдается на откуп интуиции, чутью организаторов политических кампаний. Главным итогом такой тенденции является то, что, несмотря на возрастание роли политического менеджмента в современном обществе, этот управленческий процесс оказался мало изученным. И хотя в последнее время появилось немало интересных работ по избирательным технологиям, по имиджмейкингу, все они в основном сводятся к описанию определенных алгоритмов решения политических задач.

Вместе с тем, на наш взгляд, важно знать не только алгоритм, но и те глубинные факторы, которые делают возможным использование этого алгоритма в политической практике. Упрощая, можно сказать следующим образом: важно не только знать, что для эффективной избирательной кампании надо придумать хороший слоган, но и понимать, зачем он нужен, каким требованиям и почему он должен отвечать.

Вопросы типа: «зачем», «почему», а «нельзя ли иначе» — являются отнюдь не праздными. Они позволяют посмотреть на глубинные процессы, лежащие в основе конкретных управленческих решений, объяснить причины удачного и провального использования одних и тех же политико-технологических приемов. А чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно специальное научное знание о политическом менеджменте.

Что же представляет собой такое знание? Это — система теорий, концепций, объясняющих и описывающих данный вид политического управления, а также определенная совокупность научных методов, позволяющих расширять представления о данном управленческом процессе. Приемы, способы решения политических задач — это лишь часть этого знания.

Существует ли научное знание о политическом менеджменте? Ответ на этот вопрос не будет таким однозначным. Да, ответственные политические менеджеры уже давно опираются на теоретические наработки в области политического управления, используют научные достижения политологии, социологии, психологии, менеджмента. Появилось много публикаций по проблемам избирательных технологий, имиджмейкинга, лоббизма, регулирования политических конфликтов.

Но главная специфика отношения к любому научному знанию заключается в том, что всегда существует ощущение его недостаточности — ведь всегда более остро воспринимаются не проблемы, уже нашедшие свое научное обоснование, а еще не решенные, ждущие своего исследователя. Высокий удельный вес нерешенных проблем в области объяснения природы и логики политического менеджмента вынуждает нас говорить о том, что научное знание о политическом менеджменте находится в стадии своего становления. Поэтому на страницах этой книги вы неоднократно будете встречаться с оригинальным подходом автора к решению ряда научных проблем в этой сфере.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒