Второе требование — четкость определения функций. Любой вид политического консультирования — это взаимодействие консультантов с политиком. Это взаимодействие может быть эпизодическим или даже опосредованным, когда консультантов приглашают для сбора и анализа информации по какой-либо политической проблеме, и связь с ними осуществляет помощник политического или государственного деятеля. Это взаимодействие может быть очень тесным, когда консультанты организуют избирательную кампанию политика. Однако в любом случае необходимо четко определить функции каждой из взаимодействующих сторон. В частности, надо иметь исчерпывающее представление о том, что должны сделать консультанты, в каком виде представить клиенту результаты своей работы, нужны ли промежуточные отчеты о работе и т.д. А с другой стороны — что должен делать политик, какую предоставить информацию, готов ли он и в какой форме участвовать в ходе политической кампании и т.д. Четкое определение функций помогает задать параметры взаимных ожиданий, избежать взаимных упреков, неизбежно возникающих при размытости обязательств обеих сторон.

Третье требование — профессионализм и компетентность. Следует иметь в виду, что, приглашая консультантов, многие политики испытывают подчас серьезные сомнения в их способности решить возникшую проблему. И ничто не может лучше развеять эти сомнения, чем профессионализм и компетентность. Таким образом, политические консультанты с самого начала должны уметь продемонстрировать свои деловые качества, свое умение профессионально подходить к решению проблемы. В подтверждение своего профессионализма консультанты должны показать политику глубину своих теоретических знаний, умения и навыки владения современными методиками решения проблемы, сослаться на свой успешный опыт, привести результаты ранее проведенных исследований. Такой подход повышает доверие политика к приглашенным консультантам, так как компетентность и профессионализм всегда высоко ценятся.

Четвертое требование — четкие моральные принципы. Политики нередко приглашают консультантов для решения таких проблем, которые имеют свою деликатную сторону. Даже информационно-аналитическое консультирование по поводу ситуации, сложившейся в регионе, может трактоваться неоднозначно. Политик может опасаться, что его заподозрят в некомпетентности, в неспособности собственным умом понять возникшую проблему. Психологическое консультирование, предполагающее предельную откровенность в отношениях между клиентом и консультантом, может еще больше пугать политического деятеля из-за того, что он должен делиться с психологом некоторыми своими сокровенными мыслями.

Перечисленные обстоятельства могут серьезно затруднять процесс консультирования, создавая стену недоверия между участ никами взаимодействия. Вот почему политические консультанты должны демонстрировать такие моральные качества, как честность, верность обязательствам, умение хранить тайну, добросовестность; они должны быть тактичными по отношению к политику, поддерживать у него веру в искренность своих намерений помочь ему в решении возникшей проблемы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒