Фактически политические менеджеры и политические технологи выступают в роли консультантов и помощников. Они дают советы политикам-практикам о наиболее оптимальных путях достижения той или иной политической цели и помогают организовать процесс реализации этих целей. При этом отношения между политиками-практиками, с одной стороны, и консультирующими их политическими менеджерами и технологами — с другой, складываются не всегда легко и просто. Вот об этой стороне деятельности людей, занятых в политическом менеджменте, и пойдет речь в этой главе.

1. Виды политического консультирования

Поскольку советы политическому деятелю могут давать очень многие, начиная от жены и заканчивая президентом страны, то нам прежде всего следует определить содержание понятия «политическое консультирование». Под политическим консультированием мы будем понимать процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач.

Поясним некоторые термины в приведенном выше определении. Политики-практики — это те люди, которые принимают активное участие в политической жизни общества, ставят политические цели и ведут борьбу за их достижение. Масштаб фигуры политика-практика может быть различный — от главы государства до партийного активиста или человека, впервые выставляющего свою кандидатуру на выборах в местные органы власти.

Профессиональная помощь — это услуги, которые оказывают специалисты, обладающие соответствующими знаниями и навыками. Например, чтобы организовать и провести в современном обществе эффективную избирательную кампанию, нужны специальные знания и умения, которыми обладают только люди, профессионально занимающиеся этим делом. Именно к ним обратится политик, когда перед ним встанет проблема избрания, например, в Государственную Думу. Таким образом, политическое консультирование — это не любой совет политикам-практикам, а только помощь, оказываемая профессионалами в своей области, которые за ее оказание получают соответствующее вознаграждение.

Принято выделять два вида политического консультирования. Первый — «внутреннее» консультирование, когда помощь высокопоставленному политику-практику оказывают сотрудники его аппарата — помощники, советники, консультанты, а также специально созданные для этого структуры, например пресс-службы и РА-службы. Второй — «внешнее» консультирование, когда услуги оказывают независимые агентства, специализированные политические консалтинговые фирмы. Каждый из этих видов имеет свою специфику.

Главной особенностью «внутреннего» консультирования является то, что консультанты включены в структуру, которой руководит политик-практик, они находятся на службе, и их функции определяются в первую очередь штатным расписанием. И хотя, как отмечается в работе «Политическое консультирование», подготовленной коллективом авторов под руководством Е. Егоровой-Гантман и И. Минтусова, такие консультанты могут оказывать наряду с официально определенным перечнем услуг и неформальную помощь, все-таки главный круг их обязанностей определяется внутренним формальным распорядком (1).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒