В масштабных политических кампаниях, когда действовать приходится по различным направлениям, организовывать продвижение информации по многим каналам, целесообразно в рамках общего плана составлять более подробные графики по каждому направлению. Например, план-график встреч кандидата с населением, план-график размещения рекламы в СМИ, план-график распространения листовок и т.п. Такие сетевые планы-графики позволяют более детально прописать подготовку соответствующих акций. На выполнение такого отдельного плана-графика мобилизуется особая группа, руководитель которой несет полную ответственность за работу своих подопечных.

Если политическая кампания разворачивается в конкурентной среде, когда утечка информации о стратегических целях и тактических планах крайне нежелательна, специальные планы-графики позволяют минимизировать последствия такой утечки. В этом случае члены команды, работающие, например, в соответствии с планом-графиком распространения наружной рекламы, обладают информацией только о своем направлении работы. И даже если конкуренты получат копию такого плана-графика, им явно будет не хватать этой информации для того, чтобы составить представление о стратегии убеждающей коммуникации и особенностях ее воплощения в целом.

Составление плана завершает работу политических менеджеров над проектом политической кампании. В плане идеи кампании переводятся на язык конкретных действий, которые необходимо совершить всем членам команды, чтобы приблизиться к поставленным политическим целям.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Теперь, когда мы знаем, насколько сложна и многогранна сфера политического менеджмента, мы можем поговорить еще об одной грани деятельности людей, профессионально занятых в этой сфере, — об их взаимоотношениях с политиками-практиками. До сих пор мы рассматривали лиц, разрабатывающих и реализующих стратегию и тактику политической кампании, в качестве самостоятельно действующих субъектов. При этом как бы подразумевалось, что политики должны просто следовать советам политических менеджеров и политических технологов. И может быть, у кого-то из читателей даже возникла мысль, уж не делают ли политические менеджеры современную политику?

Спешим ответить на возникший вопрос: конечно нет. Политика как сфера социальной жизни существует и развивается благодаря усилиям многих людей, но главную роль в ней играют политические лидеры, государственные деятели, политики-практики. Именно они принимают политические решения и несут ответственность за их выполнение. Политический менеджмент, как мы выяснили, занимает специфическое место в политических отношениях. Он возникает и развивается в качестве вспомогательной сферы, способствующей политикам-практикам в решении крупных политических проблем. Если возникает политический конфликт, то политические менеджеры и технологи могут помочь найти пути его урегулирования; если политическая партия претендует на право играть активную роль в жизни общества, то политические менеджеры могут подсказать, что надо сделать для превращения этой партии во влиятельную организацию; если кто-то добивается избрания на высокий государственный пост, то на помощь опять приходят политические менеджеры, берущие на себя организацию его предвыборной кампании.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒