Итак, одной из важных особенностей политической жизни в XX веке стало появление профессиональных политических менеджеров, обладающих специальными знаниями, умениями и навыками решения задач, направленных на повышение авторитета государственных и политических деятелей, на формирование в общественном мнении позитивного образа политических организаций, на проведение лоббистских акций, на достижение политических союзов и выход из конфликтных ситуаций.

Появление профессионалов в этой области стало возможным благодаря: а) повышению значения политического менеджмента, что привело к росту спроса на соответствующих специалистов; б) «эмпирической революции» в науке, позволившей на качественно новой основе готовить таких специалистов; в) становлению конкурентных рынков политических консалтинговых услуг, побуждающих их участников к постоянному совершенствованию.

Глава II

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕОРИЯ И КАК ПРАКТИКА

Эффективность политического менеджмента как практической деятельности во многом зависит от знания субъектом управления приемов, способов, технологий решения управленческих задач. Каковы источники этого знания? Прежде всего — опыт, позволяющий людям методом проб и ошибок отбирать наиболее действенные способы достижения целей. Например, вступая в предвыборную борьбу, каждый кандидат стремится выдвинуть оригинальный, запоминающийся лозунг. Однако ответить на вопрос, зачем он это делает, может далеко не каждый. Просто все кампании, приведшие кандидатов к победе, проходили под определенными лозунгами, и теперь так уже принято.

Профессиональный подход к политическому менеджменту отличает то, что управляющий субъект опирается не только на опыт, собственный или чужой, но и на научное знание, раскрывающее особенности этого типа управления. Проблеме научного знания о политическом менеджменте посвящена вся эта книга. В этой же главе нам предстоит кратко остановиться на истоках этого знания, некоторых проблемах методологии и способах получения информации, необходимой для принятия управленческих решений.

1. Нужна ли теория политического менеджмента?

У читателя, который хотел бы поскорее узнать, как действуют политические менеджеры, к каким приемам они прибегают, чтобы, например, побудить избирателей голосовать за определенного кандидата, данный вопрос, наверное, вызовет недоумение. Зачем нужно теоретизирование там, где речь идет об изучении приемов, способов достижения поставленных целей? Не лучше ли вместо теории, занятой построением неких абстрактных схем, сразу перейти к описанию апробированных на практике методик решения управленческих задач? Другими словами, поступить так, как в свое время поступил Макиавелли, когда в своей знаменитой книге «Государь» представлял рецепты эффективного управления страной и при этом всякий раз подчеркивал, что государю надо поступить так, а не иначе именно потому, что в истории такой способ действия оказывался удачным.

Примерами современного варианта того же подхода могут стать многие пособия по избирательным технологиям. Например, С. Фаэр (1) в своей книге дает 73 примера комбинированных способов, обеспечивающих победу кандидата на выборах. Наверное, опытные политические менеджеры, проведшие не одну избирательную кампанию, могут предложить и еще десяток-другой приемов ведения предвыборной борьбы. Однако этот перечень всегда будет оставаться открытым, а жизнь всякий раз будет требовать нового способа ведения кампании, иначе ваш кандидат станет легкой добычей конкурентов.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒