Вторая проблема возникает от нежелания политика раскрывать все карты, говорить о своих истинных целях, например, о том, что его участие в избирательной кампании вызвано не желанием победить на выборах, а намерением «раскрутить» свой бизнес, «подстраховать» другого кандидата и т.п. В итоге политические менеджеры прописывают в проекте политической кампании одну цель, а политик, с которым они работают, руководствуется другой. Такая ситуация недомолвок и недоверия особенно часто возникает в случае работы политика с командой приглашенных консультантов. Очевидно, что в таких условиях невозможно добиться координации усилий всех участников политической кампании.

Итак, политическая цель должна быть сформулирована предельно четко. Если здесь возникают двусмысленности, то неизбежно вся стратегия политической кампании оказывается в подвешенном состоянии и не способствует решению истинной проблемы. Вот почему первым шагом в составлении стратегии является уточнение главной политической цели.

Если определение политической цели — это задача политических деятелей, государственных руководителей, то разработка комплекса целей, которые надо реализовать, чтобы обеспечить достижение политической цели, является задачей политических менеджеров. Первой группой целей, которую должны определить политические менеджеры, являются управленческие.

Управленческая цель (цели) предполагает определение желаемых изменений в мотивации людей, в их установках и ценностных ориентациях, в их отношении к политическому субъекту, в представлениях о нем, в появлении намерений действовать в соответствии с интересами руководителей политической кампании.

Мы уже сопоставляли политические и управленческие цели (см. п. 1 главы IV). Напомним, что для того, чтобы сформулировать управленческие цели, надо найти четкий ответ на вопрос, какова должна быть мотивационная структура людей, чтобы они однозначно выбрали ту линию поведения, в которой заинтересован субъект управления. Например, какими должны быть убеждения, установки людей, чтобы они проголосовали на выборах за определенного кандидата, или перестали поддерживать экстремистские политические организации, или терпимо относились к представителям другой национальности либо других политических взглядов и т.д.

При формулировании управленческих целей также приходится сталкиваться с рядом проблем. Во-первых, эти цели подчас кажутся настолько очевидными, что их упоминание в стратегии представляется излишним. Ну разве это не очевидно, что для того, чтобы люди проголосовали за определенного кандидата, надо, чтобы у них сложилось позитивное к нему отношение?

Однако эта очевидность кажущаяся, возникающая из-за недооценки сложности мотивационной сферы личности. Из чего складывается позитивное отношение к кандидату, есть ли в этих составляющих более важные компоненты, влияние которых всегда реализуется в реальном поведении, — вот лишь часть вопросов, которые встают перед политическим менеджером, стремящимся к изменению поведения других людей. И чтобы добиться желаемого результата в политической кампании, у него должны быть достаточно четкие на них ответы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒