Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Следует помнить, что политическая конкуренция — это не столько борьба против конкретного политика, сколько борьба за массы, которые готовы видеть в этом политике своего лидера, за избирателей, которые готовы голосовать за него как за кандидата на выборах. Если борьба идет в агрессивной форме, то это обычно отпугивает многих потенциальных сторонников. Вот почему необходимо всем выпадам против конкурента придавать видимость объективности.

Если в массовом сознании сложилось какое-то мнение, стереотип, то ни в коем случае нельзя выступать с претензией на его изменение. Иными словами, если люди считают, что политик N — коррупционер, то ни в коем случае нельзя пытаться переубедить людей в этом путем прямой атаки и приведения контрдоводов. Таким образом вы введете людей в состояние когнитивного диссонанса, следствием чего станет их еще большая убежденность в ранее усвоенном мнении.

В этом случае целесообразнее использовать более гибкую тактику. Например, когда в отечественных СМИ стали появляться суждения о коррупции в высших эшелонах власти, о том, что дочь президента Б. Ельцина и он сам имеют счета в швейцарских банках, когда стало очевидным, что комментарии по этому поводу официальных лиц, отрицающих эти факты, перестали восприниматься многими в обществе, был осуществлен переход к более тонким способам воздействия на массовое сознание. В газете «Известия» 10 апреля 1999 года появляется статья «специалиста, долгое время занимавшего высокие посты в аппарате правительства и по роду службы разбирающегося в хитростях организации разоблачительных кампаний», под характерным названием «Справочник шантажиста, или Откровения профессионала». В этой статье автор поделился с читателями своими знаниями о том, как можно сфабриковать материал на любого политика. Одним из вариантов фабрикации компромата является открытие счета в иностранном банке без ведома владельца. Таким образом, читательскую аудиторию исподволь подвели к мысли о том, что информация о банковских счетах президента и его дочери является не чем иным, как происками политических противников.

Другим приемом воздействия на людей со сложившимися убеждениями и установками является «наведение мостов». Смысл этого приема заключается в том, что вначале освещается тезис, суждение, распространенное в массовой аудитории. Таким образом «схватывается» внимание этих людей — ведь, как мы выяснили в главе IV, чело век в первую очередь выделяет и принимает ту информацию, которая отвечает его установкам. Однако затем «наводится мостик», т.е. осуществляется переход к другой интерпретации тезиса или факта. Искусство коммуникатора заключается в том, чтобы подвести к этому мостику и перевести по нему как можно больше людей. Далее приводится выдержка из книги А. Миронова, где он разбирает частный случай использования тактики «наведения мостов».

За несколько дней до президентских выборов в США в 1996 году в газете «Вашингтон Пост» была опубликована статья. Цель статьи -«переломить» сложившееся в обществе мнение, что основной электорат Доула — белые мужчины-южане (предвыборный штаб Доула эксплуатировал эту тему следующим образом: «Если ты белый мужчина-южанин — голосуй за Роберта Доула»). Итак, читаем статью:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒