4.4. Компромат в политической борьбе

Для придания убедительности контрпропагандистской информационной кампании в политической борьбе нередко используется компромат. Компромат (компрометирующий материал) — это сведения, порочащие честь и достоинство человека, т.е. факты, свидетельствующие о том, что человек преступил грань закона или норм морали.

Что может быть использовано в качестве компромата? Если человек нарушил закон и скрыл это, то сведения об этом факте однозначно можно определить как компрометирующие. Труднее обстоит дело с нормами морали. Известно, что к нарушению одних этических норм люди относятся терпимо, а нарушение других вызывает всеобщее негодование. Четко, раз и навсегда определить те и другие нормы невозможно. Во-первых, этические нормы подвижны, они меняются со временем. И если защита каким-либо политиком интересов сексуальных меньшинств еще недавно вызывала недоумение, переходящее в брезгливость, то в настоящее время многие относятся к таким действиям вполне нейтрально и даже позитивно. Во-вторых, культура каждого народа формирует у людей свои представления о нравственности, порядочности. Так, «французы практически нечувствительны к скандалам, связанным с сексом, — по крайней мере они не способны существенно повлиять на восприятие ими личности» (7).

В российской практике в качестве компромата используют обычно сведения:

—    свидетельствующие о действиях, несовместимых со статусом государственного служащего, депутата, лидера партии. Диапазон таких действий достаточно широк: от обвинений в подкупе, коррупции до обвинений в подрыве российской государственности, в попустительстве экстремистским или террористическим силам;

—    рассказывающие о серьезных проступках политика в прошлом: об участии в юности в криминальной группировке, о совершении преступления;

—    говорящие о нарушении политиком базовых моральных норм общества. Отбор такого рода компромата должен основываться на хорошем знании того, что может шокировать публику.

Поиск компромата требует значительного времени и средств. В некоторых случаях политика провоцируют на противоправные или аморальные поступки, и если провокация срабатывает, то полученные материалы, например видеокассета, магнитофонная запись, или какие-либо финансовые документы превращаются в мины замедленного действия, которые детонируют в самый критический момент политической схватки.

Использование компромата требует трезвой оценки возможных последствий его представления массовой аудитории. Нередко компромат оказывается палкой о двух концах, т.е. не только не ведет к запланированному результату — формированию негативного обще ственного мнения о конкуренте, но и вызывает противоположный эффект. В каких случаях это происходит?

Во-первых, если компромат предъявляется на политика, который воспринимается большинством населения исключительно позитивно. В ситуации, когда люди убеждены, что политик, подвергшийся атаке со стороны конкурентов, на самом деле является честным, порядочным, активным борцом за интересы простых людей, любая информация, противоречащая этим убеждениям, будет восприниматься ими как провокация, как гонения на достойного человека. Иными словами, компрометирующая информация вызывает когнитивный диссонанс, что ведет к тому, что люди еще с большим упорством начинают отстаивать ранее сложившиеся у них убеждения. (Подробнее о когнитивном диссонансе см. п. 3.9 главы IV.)


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒