Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Чтобы понять значение этой фразы, надо иметь в виду, что главный конкурент Ширака Жоспен и его команда предприняли огромные усилия для сбора компромата на французского президента. Избирателям предполагалось предъявить информацию о финансовых махинациях, в которых замешан Ширак. Ожидая атаку, политические консультанты, тщательно продумали его первое предвыборное заявление. В нем Ширак продемонстрировал благородство по отношению к своему конкуренту — он не собирается его критиковать как человека. И после такого заявленного благородства его соперникам уже трудно было приступить к лобовой атаке.

4.3. Контрпропагандистская составляющая политической кампании

В конкурентной среде нельзя занимать пассивную позицию и ждать, когда обрушится очередной удар со стороны соперников, чтобы предпринять какие-либо ответные действия. Целесообразнее на носить свой упреждающий удар, чем затем долго отмываться от грязи, которую на вас вылили ваши политические противники.

В практике отечественных избирательных кампаний есть множество примеров, когда борьба с основным конкурентом превращалась по сути в главное стратегическое направление.

Особым видом таких избирательных кампаний являются, по мнению Е. Малкина и Е. Сучкова, «кампании на контрходе» (3), которые основываются на формировании кандидатом образа «борца» со злом, олицетворяемым конкурентом. Расчет на победу строится на проте-стном голосовании: на том, что кандидата выберут потому, что он главный противник «плохого человека». При этом важно, чтобы человек, отождествляемый со злом, был достаточно известным.

Идея кампании на контрходе состоит в том, чтобы не только воспользоваться в своих интересах антиобразом конкурента, но и заставить его частично или полностью проводить за вас вашу же избирательную кампанию. Для этого организуется предельно резкая атака на конкурента с целью спровоцировать его на контрход, т. е. на ответную атаку на вас. Если контрход состоялся, то конкурент, активно накачивая ваш антиобраз, будет одновременно с этим формировать ваш положительный образ «борца», постоянно демонстрируя, что вы — его противник. В идеале можно достигнуть полной инверсии: ваш положительный образ станет столь же мощным, насколько изначально был силен антиобраз конкурента.

Кампания на контрходе, как и другие негативные избирательные кампании, требует хорошего знания своего главного конкурента, умения спрогнозировать его поведение, четко выстроенной линии информационного воздействия на массы.

Стратегия борьбы с политическими конкурентами выстраивается в соответствии с логикой убеждающей коммуникации, только в качестве центральной темы выбирается тема, способная опорочить кандидата в глазах избирателей, сформировать негативное к нему отношение.

В качестве примера некоторых тем негативной убеждающей коммуникации можно привести высказывания Б. Немцова по поводу движения «Отечество». Создавая в 1998 году движение «Россия молодая», Немцов высказал предположение, что одним из главных конкурентов этого движения на политической сцене может стать «Отечество» Ю.Лужкова. Для снижения авторитета «Отечества» и его лидера Немцов предложил следующие темы контрпропагандистской кампании: 1) «главный лозунг этой партии («Отечества». — Авт.) — вся власть бюрократии и номенклатуре»; 2) «...его (Лужкова. — Авт.)


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒