Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Следует отметить, что приглашение в политические кампании специалистов по коммерческой рекламе было не всегда удачным. Так, наряду с положительным опытом работы политических менеджеров, обеспечивавших избирательную кампанию Р. Рейгана и пригласивших для медиа-проектов рекламистов, успешно работавших в коммерческой рекламе, есть и обратные примеры. В 1992 году кампанию Дж. Буша вела «Ноябрьская компания», состоявшая из служащих, не имевших опыта работы в политической сфере, но работавших с такими компаниями, как BMW, Pontiac, Budweiser, Burger King, Kraft Foods, Stanley Tools и Milk of Magnesia. Им был дан 40-миллионный бюджет, однако образы, созданные ими, были признаны недостаточно сильными большинством обозревателей (23).

В европейских странах обращение политиков к профессиональным рекламистам произошло позднее. Во Франции, например, на президентских выборах в 1965 и 1969 годах команды кандидатов лишь эпизодически прибегали к их помощи. Однако в 1974 году три основных кандидата на президентский пост — Ж.-Ж. Шабан-Дель-мас, В. Жискар д’Эстен и Ф. Миттеран пригласили специалистов по рекламе для разработки концепции своих рекламных плакатов (24).

Устойчивый интерес политиков к специалистам в области рекламы, их забота о своем имидже привели к появлению среди профессионалов, работающих в рекламном, консалтинговом бизнесе, людей, специализирующихся на решении политических проблем. В 1968 году в Париже была создана Международная ассоциация советников по политическим кампаниям. Ее президентом-основателем стал М. Бонгран (Франция), а президентом — Дж. Наполитэн (США). Стали открываться агентства, обслуживающие по контракту политические партии и отдельных кандидатов (25).

В России спрос на профессиональных политических консультантов стал формироваться только в начале 90-х годов, когда в стране стала складываться многопартийность. Политологи, психологи, социологи переучивались в специалистов по проведению избирательных кампаний, как говорится, «на ходу». Для них проводились различные семинары, в работе которых участвовали представители этой специальности из зарубежных стран. На выборах в Государственную Думу в 1993 году ряд избирательных объединений впервые прибегли к помощи политических консультантов. Стали возникать консалтинговые фирмы, оказывающие услуги политикам. В 1995 году ведущие центры и агентства политического консалтинга образовали Ассоциацию центров политического консультирования.

В настоящее время на российском политическом рынке работает несколько политических консультационных фирм, оказывающих различные услуги действующим политикам. Перечислим наиболее известные:

1.    Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ, созданный в 1990 году по инициативе Г.А. Сатарова.

2.    Центр политических технологий. Год создания — 1993. Генеральный директор И.М. Бунин.

3.    Центр политического консультирования «Никколо М», создан в 1992 году. Руководители: Е. Егорова и И. Минтусов.

4.    Фонд эффективной политики, основан в 1995 году. Руководитель Г. Павловский.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒