Фундаментальность университетской подготовки требует знаний не только специальных, но и общих. Поэтому большое место в образовании будущих специалистов в области управления занимают гуманитарные (исторические, психологические, социологические, философские) и естественнонаучные (математические, компьютерные, географические) дисциплины. Много времени отведено занятиям, связанным с освоением новых информационных технологий, изучением иностранных языков (английский, немецкий, французский, испанский).

Учитывая такое многообразие изучаемых дисциплин, сразу следует отметить, что, как показывает образовательная практика, преподавание большинства дисциплин не сводится к изложению исключительно их основ, а имеет явное тяготение к собственно управленческой тематике, что позволяет по существу снять опасения по поводу эклектики. Безусловно, пока еще рано говорить о том, что реальная подготовка управленческих кадров близка к идеальной, но тем не менее первый выпуск специалистов, высокий конкурс абитуриентов, отклики студентов, их родителей, организаций, в которых студенты проходят практику, внушают оптимизм.

Со второго года создания ФГУ мы начали выпускать тексты учебных курсов малыми тиражами — исключительно для своих студентов. Было издано около 30 названий. Развивая эту традицию, мы переходим к выпуску учебных пособий для более широкой категории читателей — студентов управленческих специальностей, управлен-цев-практиков, стремящихся повысить свой профессиональный уровень, менеджеров различных сфер и направлений деятельности. Надеюсь, что серия книг «Наука управления», написанная крупными учеными и ведущими педагогами Московского университета, станет тем фундаментом, на котором будет базироваться управленческая теория и практика будущего.

А. В. Сурин

ВВЕДЕНИЕ

Политический менеджмент — это один из видов управленческих отношений в политике, позволяющий решать такие задачи, как укрепление авторитета государственного или политического деятеля, создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения или политической партии путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа, формирование электоральных предпочтений населения, создание политических союзов и блоков, оказание влияния на противников в политических конфликтах и т.д. Значимость перечисленных задач не вызывает сомнения даже у не искушенного в политике человека. Очевидно, что для того, чтобы эффективно управлять страной, ее руководители должны пользоваться авторитетом у граждан; что для победы на выборах нужно завоевать симпатии избирателей; чтобы выйти достойно из политической конфликтной ситуации, надо уметь влиять на своих соперников.

Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления — путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к исполнению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязывающий граждан уважать и любить своего президента? Разве мыслимо силовое давление на избирателей в демократических странах? Мировая практика все более убедительно показывает, что даже в разрешении политических конфликтов нельзя полагаться исключительно на силу, нужны также иные способы и приемы воздействия на противоположную сторону.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒