Известно, что спонтанное, неосознаваемое чувство общности у людей всегда возникает в толпе. Слово «толпа» у нас вызывает образы скорее негативные, ассоциируется с неуправляемым поведением множества людей. Однако в данном случае мы это слово употребляем в социологическом смысле. Толпа, как определяет Я. Щепаньский, — «это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы. Людей в толпе объединяет психическая связь, образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов» (7).

Фактически перед организаторами митинга стоит сложная задача превратить собравшихся на площади или в большом зале людей в толпу, зарядить их однотипными эмоциями и побудить к спонтанному реагированию на слова политического оратора. Толпа должна восхищаться своим лидером, вторить его призывам. В главе IV мы говорили об импульсивных, нерациональных действиях человека на политическом митинге, когда он, охваченный неожиданным порывом, вопреки своим политическим убеждениям начинает повторять лозунги, выкрикиваемые оратором.

Как можно добиться эмоционального единения оратора и толпы? Психологическая наука нам подсказывает, что для этого надо, во-первых, ослабить роль сознания, критического суждения индивида, создать благоприятные условия для внушения, а во-вторых, поднять «психологическую температуру», т.е. усилить эмоциональное возбуждение людей, которое обычно очень быстро распространяется в толпе, охватывая все новых и новых людей.

В политической практике для решения указанных выше задач обычно используется ритм. Влияние ритма на психику человека хорошо известно с древних времен. Благодаря звуку бубна или барабана шаманам удавалось во время ритуальных действий вводить все население племени в полугипнотическое состояние.

Известно, что ритм широко используется в качестве инструмента изменения состояния человека. Звук метронома или ритмичная смена зрительных образов (смена цветовых пятен на экране, вращающийся шарик, отражающий свет) являются одними из основных приемов гипнотизации. Ритмично повторяющиеся мантры (специальные звукосочетания) являются основой многих систем медитации. Звук шаманского бубна или барабана приводит участников ритуала в измененные состояния сознания. Ритмы джаза, тяжелого рока, латиноамериканских мелодий приводят слушающих и танцующих в совершенно разные состояния*.

Вспомним кадры кинохроники, показывающие массовые митинги и шествия в гитлеровской Германии. Гитлера нередко называли выдающимся оратором, обладавшим магической силой над слушателями. Но при этом обычно не указывалось другое. Его публичному выступлению предшествовала психологическая подготовка масс. Музыка создавала соответствующий настрой, чеканный шаг солдат и дробь барабанов задавали ритм — и все это создавало благоприятные условия для внушающего воздействия слов фюрера.

Применяются ли такие способы воздействия на собравшихся людей в демократических обществах? Применяются, но, конечно, не в таких масштабах. Например, в ходе избирательных кампаний используются музыкальные группы, которые вначале «разогревают» публику, вводят ее в состояние сильного эмоционального возбуждения, которым затем может умело воспользоваться политический оратор.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒