Итак, наиболее эффективным способом формирования политической идентичности является вовлечение граждан в соответствующие политические организации. Однако решение этой задачи является непростым делом. Членство в политической организации, как правило, налагает на человека дополнительные обязанности, которые далеко не все готовы бескорыстно выполнять. Вот почему партии наряду с борьбой за расширение своих рядов должны вести активную работу по созданию благоприятного имиджа своей организации, стимулирующего интерес граждан к ней.

4. Массовые мероприятия

В практике политических кампаний особое место занимают массовые мероприятия или массовые акции. Их главной отличительной чертой является вовлечение людей во взаимодействие друг с другом, а не только с политиком. Политик, выступающий по телевидению, может иметь массовую аудиторию, но в этой аудитории возникает связь многих людей только с оратором. Сами слушатели разобщены, они находятся в разных городах, они изолированы в своих квартирах, и их внимание может в любой момент переключиться на иной объект.

Массовые акции позволяют преодолевать разобщенность аудитории, объединять людей пусть во временные, но более устойчивые группы, где начинают действовать особые психологические законы группового поведения. Заставить эти законы работать на успех политической кампании — важная задача политического менеджера.

Массовые мероприятия, проводимые в ходе политической кампании, могут быть разнообразными. Принято выделять следующие их основные виды:

•    Митинги и собрания

•    Шествия, манифестации

•    Встречи политиков с населением

•    Пикеты

•    Забастовки, блокады транспортных путей и административных зданий

•    Празднества, массовые гуляния

В зависимости от характера и цели политической кампании могут преобладать те или иные виды массовых мероприятий. В избирательных кампаниях обычно проводятся различные встречи, собрания, а в завершении — большой митинг. Забастовки, блокады транспортных путей и административных зданий организуются, как правило, в политических кампаниях, проводимых оппозиционными силами с целью оказания давления на действующие властные структуры.

Цели массовых мероприятий в политических кампаниях

1.    Вовлечь людей в непосредственное взаимодействие друг с другом и с политическим деятелем или его представителями, помочь установлению позитивного эмоционального контакта между политиком и массами, между политической партией и населением, создать предпосылки для формирования соответствующей политической идентичности.

2.    Проинформировать население о программе, намерениях политика или партии. В современных условиях эта цель реализуется главным образом через СМИ, но надо учитывать, что люди с большим доверием относятся к заявлениям, сделанным «вживую». При живом общении люди более отзывчивы на призывы, поэтому митинги могут использоваться для мобилизации людей на решение определенных задач, на организацию политических акций и т.п. Таким образом, встречи, митинги, собрания могут рассматриваться и как особый канал коммуникации (см. главу VII).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒