Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Важно также определиться, какой вид политической идентичности вы собираетесь формировать. Если речь идет о референтной или персонифицированной политической идентичности, то здесь главным направлением работы становится вовлечение во взаимодействие. Если ставится задача формирования групповой политической идентичности, то нужно будет вести работу по вовлечению граждан в ряды соответствующей политической партии.

Поскольку вовлечение людей во взаимодействие с соответствующей политической организацией или политическим лидером является более общим принципом, то именно с него мы и начнем наш анализ способов формирования политической идентичности.

3.1. Вовлечете во взаимодействие

Политика абсолютному большинству простых граждан представляется чем-то далеким от их непосредственных интересов. Они предпочитают заниматься проблемами своей повседневной жизни и не тратить силы и энергию на участие в политической борьбе, которая, как им кажется, инициируется исключительно для получения определенными политическими силами доступа к власти.

В то же время политические организации заинтересованы в вовлечении в политическую борьбу широких слоев, в формировании у них политической идентичности, которая невозможна без обретения этими слоями опыта политического участия. Как преодолеть инерционность массы, не желающей быть разменной монетой в борьбе политиков?

Для решения этой задачи используется прием, который мы назовем «вовлечение во взаимодействие». Его суть заключается в том, чтобы вначале подтолкнуть человека просто к контакту с представителями политической организации, а затем попытаться расширить зону совместного участия в решении какой-либо проблемы. Таким образом, создается основа для обретения простым гражданином опыта политического взаимодействия, который в дальнейшем может стать основой для формирования у него соответствующего вида политической идентичности.

В основе приема «вовлечение во взаимодействие» лежат хорошо известные в психологической науке факты: в обществе люди считают себя связанными взаимными обязательствами; они склонны быть последовательными в своих поступках.

За многовековую историю человечество выработало ряд универсальных социальных норм, которые в том или ином виде присутствуют во всех обществах. Во-первых, это правило взаимного обмена, которое гласит: «мы обязаны постараться отплатить каким-то образом за то, что предоставил нам другой человек» (4). Этому правилу все члены общества обучены с детства. И тот, кто игнорирует данное правило, может натолкнуться на неодобрение со стороны других людей. Американский психолог Р. Чалдини в своей книге приводит немало примеров реализации этого правила и в психологических экспериментах, и в реальном поведении людей, и в конкретных действиях политиков, стремящихся использовать это правило в своих личных интересах.

...Ареной, где широко применяется правило взаимного обмена, является политика. На самом верху пирамиды власти избранные должностные лица вовлечены в обмен взаимными услугами, голосами и одолжениями, что поистине превращает политику в некую странную кухню. Нехарактерное голосование какого-либо чиновника при принятии какого-нибудь закона может быть интерпретировано как любезность в обмен на любезность человека, предложившего закон. Политические аналитики были поражены способностью Линдона Джонсона в начальном периоде его правления проводить большинство своих программ через Конгресс. Даже те члены Конгресса, которые изначально являлись противниками данных предложений, голосовали за них. Более глубокое исследование политологов показало, что основной причиной успеха Джонсона была не столько его политическая интуиция, сколько широкий диапазон услуг, которые он мог оказывать другим законодателям в течение долгих лет работы в Палате представителей и в Сенате. В качестве президента Джонсон мог провести огромное количество законодательных инициатив за короткое время, потребовав уплаты за эти услуги. Интересно, что аналогично можно объяснить сложности Джимми Картера в проталкивании программ через Сенат в начальный период его правления, и это несмотря на подавляющее большинство демократов как в Палате представителей, так и в Сенате. Картер пришел к президентству не из истэблишмента Капитолийского холма. Проводя свою кампанию, Картер говорил, что он никому ничем не обязан в Вашингтоне. Причиной большинства его трудностей на посту президента вполне мог быть тот факт, что в Вашингтоне никто ничем не был обязан ему*.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒