Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Конечно, не стоит политическую кампанию сводить к какому-либо одному структурному отношению. Достижение политических целей требует от субъекта управления действий в различных направлениях, а следовательно, ему приходится использовать в своих интересах логику не одного, а многих структурообразующих факторов. Например, при обеспечении информационной поддержки какому-либо политическому движению приходится учитывать следующие константы взаимодействия: «члены движения — журналисты», «члены движения — руководство СМИ», «члены движения — лидеры мнений», «члены движения — политические соперники». Однако стержневым структурным отношением, позволяющим контролировать поведение масс, является отношение «лидер — последователи». Вот почему все усилия в политической кампании бросаются именно на превращение этого отношения в реально действующий фактор.

Глава IX

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

На политическое поведение влияет не только то, как человек конструирует в своем сознании окружающий мир, какие у него в этой связи возникают оценки, ожидания, убеждения, но и то, как человек определяет свое Я.

В современной социальной психологии определение индивидом своего Я принято называть идентичностью. При этом, как пишет Г.М. Андреева (1), речь идет о двух видах идентичности — личностной и социальной. Личностная идентичность — это самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида. Социальная идентичность — это самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе. О том, какое значение имеет фактор идентичности в политических кампаниях, как его следует учитывать и можно ли направленно формировать политическую идентичность, мы будем говорить в этой главе.

1. Виды идентичности

Социальным психологам хорошо известен тест М. Куна и Т. Макпартленда «20 ответов» (см. ниже). Обычно ответы на вопросы теста четко распадаются на две группы. Первая группа включает ответы, где индивид определяет себя в терминах интеллектуальных, нравственных, физических качеств (рассудительный, добрый, веселый, любящий, упрямый, любитель веселого времяпрепровождения, блондин и т.п.). Таким образом человек определяет свою личностную идентичность. Вторая группа включает ответы, в которых индивид определяет себя в терминах соотнесения с социальной группой (студент, москвич, гражданин, член партии и т.п.). Так он определяет свою социальную идентичность.

Тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?»

Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: «Кто я?» Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому.

Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.

Среди ответов второй группы могут встречаться характеристики, соотнесящие личность с какой-либо политико-идеологической группой, политическим лидером, партией, иной политической структурой. Например: я демократ, я коммунист, я «яблочник», я сторонник Жириновского и т.п. Этот вид идентичности мы будем называть политической идентичностью. На рис. 1 показаны основные виды идентичности.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒