Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
интим встречи с девушками в москве.

—    группа «морального выбора», для которой приверженность базовым ценностям морали является определяющим критерием оценки политиков.

По всей видимости, все вышеперечисленные психологические типы присутствуют в любом объекте политического управления. Однако, на наш взгляд, их необычайно сложно выявить при проведении массовых политических кампаний. Выявление психологических особенностей требует индивидуального тестирования, что практически невозможно при контакте с массовыми аудиториями.

2.2. Кластерный принцип сегментирования

Сегментирование по одному основанию, например по профессиональной принадлежности, — процедура достаточно простая. И если вам известны особенности определенной профессиональной группы, то, выявляя ее удельный вес, вы можете с достаточно высокой степенью уверенности предположить, сколько людей смогут продемонстрировать установки и модели поведения, характерные для этой группы.

Однако в практике современных политических кампаний все чаще политические менеджеры осуществляют переход к более высокому уровню сегментирования — к кластерному. Кластерный принцип сегментирования дает большую точность прогнозирования политического поведения.

Прежде чем говорить об особенностях кластерного принципа сегментирования, напомним (см. предыдущий параграф), что человек находится под «множественным структурным давлением», т.е. он одновременно принадлежит к различным социальным группам. Реальные интересы, ценностные ориентации, установки человека складываются под воздействием его принадлежности не только к определенной профессиональной группе, но и к определенным демографический, территориально-поселенческой, имущественной и др. группам. Вот почему, например, шахтеры в Кемеровской области и шахтеры в Тульской области могут отличаться по своему отношению к некоторым политическим проблемам. Кластерный принцип позволяет учитывать «множественность структурного давления».

Смысл кластерного анализа заключается в том, что люди выделяются в определенные группы (кластеры) не по одному основанию (признаку), а по нескольким. Например, группа (кластер), в которую входят студенты, обладающие следующим набором признаков: юноши, москвичи, материально хорошо обеспеченные, подрабатывающие в свободное от учебы время.

Процедура кластерного анализа является достаточно сложной. Она требует выделения главного основания, определения набора переменных, их измерения и проведения регрессионного анализа с целью определения зависимостей между переменными. Кластерный анализ должен проводиться только специалистами.

В практике отечественных политических кампаний кластерный принцип сегментирования встречается достаточно редко. Однако в западных странах преимущества этого метода выявлены уже давно. Р.Мерфин, секретарь Американской ассоциации политических консультантов, председатель Международного института практической политики в Вашингтоне, в этой связи писал: «Солидные полевые исследования последних лет в США показали, что, производя регрессию демографических переменных, применяя факторный анализ, а затем группируя результаты в «кластеры», можно определить целый ряд различных типов потребителей и избирателей. Выделяют до 40 классифицируемых по «жизненному стилю» категорий, и каждое из 260 тыс. насчитанных в США соседских сообществ получило в рамках этой типологии свое, соответствующее его демографическим характеристикам определение. Так, в одной из «кластерных» систем эти типы региональных соседских сообществ обозначаются не формальными наименованиями, показывающими, какого рода люди проживают в регионе данного типа. Например, «внутренний дворик с бассейном», или «хлопок и скот», или «либералы с лимузинами» и т.п. Такая информация обладает весьма значительной политической ценностью, ибо она позволяет создать политическую типологию на базе данных научных обследований, которые затем можно использовать для того, чтобы к жителям отдельных соседских сообществ адресоваться со специфическими для них политическими лозунгами и идеями (по телефону, по почте, лично)» (8).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒