П. Бурдье, анализируя электоральные предпочтения французов, пришел к выводу, что наиболее важными параметрами, позволяющими выделить устойчивые типы политического поведения, являются следующие: а) «объем капитала», т.е. совокупность определенных статусных, символических, экономических, политических, культурных и других ресурсов, которыми обладает индивид; б) «структура капитала», т.е. относительный объем различных видов капитала, среди которых он особо выделяет экономический и культурный капиталы. Изучение статистического материала позволило П. Бурдье построить схему (см. рис. 1), на которой показаны локусы (места концентрации) политических предпочтений французов и видна их связь с основными структурирующими параметрами социального пространства французского общества*.

Схема дана в упрощенном варианте. Цифрами на схеме обозначены следующие группы:

1.

промышленники

12.

преподаватели университетов

2.

крупные коммерсанты

13.

новая мелкая буржуазия

3.

кадры частных фирм

14.

мелкие служащие

4.

свободные профессии

15.

учителя средних школ

5.

мелкие коммерсанты

16.

артисты

6.

ремесленники

17.

интеллектуалы

7.

земледельцы

18.

учителя начальных школ

8.

мастера

19.

шахтеры

9.

техники

20.

рабочие-специалисты

10.

кадры высшего звена

21.

квалифицированные рабочие

11.

кадры среднего звена

22.

работники ручного труда

Рис. 1. Социальные группы и политические движения в социальном пространстве (по П. Бурдье)

Составление подобных схем позволяет политическому технологу наглядно увидеть степень близости/удаленности групп в социальном пространстве. Так, по расчетам Бурдье, во французском обществе коммерсанты (2) и ремесленники (6) очень близки друг к другу в социальном пространстве и одновременно далеки от артистов (16) и интеллектуалов (17). А это означает, что экономические, социальные интересы первых двух групп будут серьезно отличаться от соответствующих интересов двух других. Следовательно, по отношению к ним нужно проводить различные информационные стратегии, делать акценты на различные темы и проблемы.

На схеме Бурдье показана также зависимость политико-идеологических взглядов группы от ее места в социальном пространстве. Так, преобладание экономического капитала ведет к тому, что в соответствующих группах доминирующими становятся праволиберальные взгляды, а увеличение культурного капитала способствует распространению в сознании людей социалистических идей. Данное обстоятельство обусловливает и избирательный подход членов социальных групп к прессе. Праволиберальные издания (Фигаро, Пуэн) предпочитают читать коммерсанты, промышленники, кадры частных фирм, а прессу левой ориентации (Нувель Обсерватер, Юманите) — мелкие служащие, учителя средних школ, рабочие-специалисты. Для политического технолога отсюда следует важный вывод о выборе печатных изданий или канала трансляции информации, предназначенной для определенных социальных групп.

Итак, для выработки субъектом политического управления оптимальной стратегии работы с различными социальными группами целесообразно обратиться к методологии топологического анализа, к моделированию социального пространства. Это позволит лучше понять степень взаимной близости или удаленности групп, которые могут рассматриваться политическими менеджерами в качестве основного объекта своего управленческого воздействия.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒