Каждый человек стремится к преодолению когнитивного диссонанса, подробнее см. п. 3 главы IV), возникающего под воздействием различных социальных структур, используя для этого внутренние психологические механизмы, например минимизируя значение одних факторов и усиливая роль других. Однако в масштабных политических кампаниях у субъекта управления нет возможности вникать в тонкости психологической борьбы, происходящей внутри каждого индивида, ему нужно определиться с тактикой завоевания симпатий масс. А для этого необходимо четко представлять, какие социальные структуры оказывают основное воздействие на большие массивы населения, определяют стиль их жизни, образ мысли, сближают их убеждения, влияют на ценностные ориентации.

Итак, политический менеджер должен понимать не только значимость структурного фактора, но и неоднозначность, противоречивость его воздействия на людей, вовлекаемых в политическую кампанию. Знание о «множественности структурного давления» побуждает политического менеджера переходить от простого выделения социальных групп, например в электорате, к конструированию кластеров, т.е. групп, обладающих некой совокупностью свойств, возникающих в результате «множественного структурного давления» (подробнее см. ниже).

Четвертый вывод: важно не только видеть разные группы, но и уметь оценивать степень их близости в социальном пространстве. Близость в социальном пространстве означает, что представители разных групп могут иметь сходные позиции по определенным вопросам. Например, если шахтеры и учителя находятся в социальном пространстве близко друг от друга, то у них могут быть совпадающие взгляды на некоторые проблемы государственной политики в области социально-экономического развития страны. И следовательно, при включении в программные документы требований, касающихся этих проблем, менеджеры политических кампаний могут рассчитывать на поддержку обеих социальных групп.

Иногда близость отдельных групп в социальном пространстве очевидна, но в некоторых случаях эта очевидность отсутствует. Тогда для решения этой задачи пользуются методом топологического анализа. В основе этого метода лежит выбор ключевых параметров, влияющих на близость или удаленность индивидов в социальном пространстве. Например, предполагается, что уровень доходов позволяет индивидам и их семьям вести однотипный образ жизни, т.е. пользоваться примерно равными благами, примерно одинаково питаться, иметь похожие жилищные условия и т.д. С другой стороны, уровень образования может влиять на культурные запросы людей, их свободное времяпрепровождение и т.п. Если социальные группы будут близки по обоим параметрам, то у них будет больше взаимных интересов. И напротив, расхождение хотя бы по одному из параметров может далеко развести людей в социальном пространстве, т.е. привести к несовпадению их интересов. В этом случае между ними нередко встает стена непонимания и отчуждения, даже если они живут в одной местности.

Соотнесение положения индивидов в социальном пространстве может осуществляться по различным социальным признакам: по профессиональному статусу, по уровню благосостояния, по полу, по национальности, по возрасту, по религиозным взглядам, по месту в политической иерархии и т.д. Задача политического менеджера — выделить те признаки, которые реально могут повлиять на сближение или удаление людей в социальном пространстве. Задача не простая, но если ее удается решить, то можно, графически изображая место той или иной группы в социальном пространстве, определить близкие группы. Вот пример того, как может быть решена эта проблема.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒