* Аргументы и факты. 2002. № 8. С. 12.

лись как открытые нападки на Явлинского, так и пренебрежительные замечания в адрес Г. Зюганова, а кандидаты, которые имели меньше шансов «оттянуть» голоса избирателей от ведущего кандидата, вообще не получали внимания.

НТВ, особенно в политико-аналитических программах, занимало в это время более критичную позицию по отношению к Путину, демонстрируя положительное отношение к Явлинскому. Это особенно ярко проявилось, например, во время показа программы «Глас народа» в последнюю неделю перед выборами, когда Савостьянов снял свою кандидатуру в пользу Явлинского. К. Титов, от которого аудитория, собравшаяся в телевизионной студии, требовала того же, своей кандидатуры не снял, а впоследствии заявил, что показанное действо было подготовлено НТВ.

Возможности, которые дает телевидение в политической борьбе, делают неизбежной борьбу влиятельных сил общества за право собственности на медийные компании. Необычайно шумной была, в частности, в 2000-2001 годах борьба за акции холдинговой компания НТВ, включавшей НТВ, НТВ-плюс, НТВ-Кино, НТВ-Профит, НТВ-Дизайн, телевизионную сеть ТНТ, радио «Эхо Москвы» и «Бо-нум-1». Большой резонанс весной 2002 года в обществе вызвал конкурс претендентов на вещание на шестом канале телевидения.

Однако, несмотря на огромную значимость в нашей стране административных ресурсов и ресурсов собственности, хотелось бы отметить, что и те руководители политических кампаний, которые не обладают указанными ресурсами, могут воспользоваться определенными возможностями получения доступа к каналам СМИ. Речь идет, во-первых, о политической рекламе, во-вторых, об информационных поводах, в-третьих, о работе с журналистами. Остановимся на каждой из указанных возможностей поподробнее.

2.1. Политическая реклама в СМИ

Политическая реклама в СМИ — это подготовленный по инициативе политических менеджеров и под их непосредственным контролем информационный продукт, распространение которого осуществляется в результате оплаты эфирного времени или места в печатных изданиях.

В ходе избирательных кампаний кандидатам предоставляется также и бесплатное время на общественных каналах и бесплатное место в некоторых государственных изданиях («Российская газета», «Парламентская газета»). Условия бесплатной политической рекла мы оговариваются соответствующими нормативными актами, решениями Центральной избирательной комиссии.

Бесплатной является также социальная реклама, создаваемая по инициативе обычно государственных структур для внесения в массовое сознание представлений и установок, имеющих общественную значимость. Например, рекламная кампания на российском телевидении «Заплатите налоги» идет как социальная.

В демократических обществах отсутствует политическая цензура рекламных материалов, и воспользоваться возможностью размещения своей политической рекламы в СМИ может любая легально действующая политическая организация. В США, например, теле-, радиостанция, имеющая лицензию Федеральной комиссии по средствам массовой коммуникации, может не выпустить в эфир рекламный ролик только по четырем причинам (3):


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒