Error message

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 123 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 135 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 136 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 142 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null in field_views_field_default_views_data() (line 143 of /home/bboriska/public_html/open-forum.ru/sites/all/modules/views/modules/field.views.inc).

Этот прием, или технику, часто называют «мнимый выбор», потому что за обилием аргументации, за многообразием точек зрения по обсуждаемой проблеме субъект политического управления должен уметь незаметно представить в наиболее выгодном свете те суждения, которые он хотел бы внедрить в сознание аудитории. Для этого обычно при представлении материала, например, в газетной статье или в аналитическом комментарии тележурналиста используются несколько дополнительных приемов:

• Создание иллюзии объективности коммуникатора. Обычно это достигается путем на первый взгляд беспристрастного освещения различных точек зрения на проблему. Кажется, что журналист готов с читателями или зрителями обсуждать любую из представленных точек зрения.

Усиление доверия к коммуникатору, а следовательно, и к той проблеме, теме, о которой он говорит. Для этого добавляется немного критики. Не может быть идеального решения проблемы, поэтому, добавив немного критических суждений, можно усилить правдоподобие отстаиваемой точки зрения.

« Направленный отбор фактов, подводящий аудиторию к определенным выводам. При этом искусство коммуникатора заключается в том, чтобы направить ход мыслей людей, создать у них впечатление самостоятельности аналитических рассуждений и при этом воздержаться от прямой подсказки.

• Усиление важности, значимости выводов, к которым подталкивают аудиторию. Решается эта задача обычно путем акцентирования важности более общей проблемы, которая в массовом сознании уже давно и однозначно рассматривается как злободневная.

В отношении тех, кто склонен обрабатывать информацию периферийным способом, применяется техника «повтора». Как отмечает американский социолог А. Моль, «независимо от ложности или истинности доводов человеку всегда кажется более убедительным то, что он хорошо запомнил, даже если это запоминание произошло в результате механического процесса заучивания» (11).

Не случайно весь процесс убеждающей коммуникации представляет собой постоянное повторение центральной темы, сюжетов в различных информационных продуктах — на рекламных плакатах, в листовках, в программных заявлениях, в выступлениях политических лидеров, в различных массовых акциях, организуемых менеджерами политических кампаний.

Процесс запоминания человеком информации имеет две важные особенности, названные психологами «эффектом первичности» и «эффектом недавности, или вторичности». Суть этих эффектов можно проиллюстрировать на схемах, приведенных ниже. Если два сообщения идут подряд, а затем происходит длительная пауза, то лучше запоминается первое сообщение (эффект первичности). Если между первым и вторым сообщениями есть длительная пауза, то лучше запоминается последняя информация (эффект недавности, или вторичности).

Рис. 2. «Эффект первичности» и «эффект вторичности»

«Эффект первичности» и «эффект вторичности» лежат в основе двух техник, используемых в политических кампаниях:

1.    «Агитация последнего дня», когда в последний день политической кампании перед принятием объектом управления решения на него обрушивается вся мощь пропагандистского воздействия. На этот случай обычно приберегаются наиболее яркие, масштабные акции.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒